Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Александр Щеляков: "Договариваться с коллекционерами непросто"

По мнению искусствоведов, выставка графического цикла Пабло Пикассо "Искушение", проходившая в барнаульской галерее "Проспект" в прошлом году, стала самым значимым событием в области искусства для нашего региона. В феврале московская компания "Артгит", занимавшаяся организацией этого проекта, снова привезла в Барнаул работы легендарного художника — Сальвадора Дали. Арт-директор и куратор проектов в России рассказал о некоторых нюансах своей работы.

В Барнауле открылась выставка литографий Сальвадора Дали.
В Барнауле открылась выставка литографий Сальвадора Дали.
Олег Богданов

Александр Щеляков,
арт-директор и куратор проектов, компания "Артгит":

В Россию мы привозим работы исключительно из частных зарубежных коллекций. Мир настолько уменьшился в размерах, что сегодня можно сесть в самолет и уже через пять-шесть часов гулять по Лондону, а вот возможность увидеть коллекции из частных собраний появляется очень редко. Многолетний железный занавес сделал фактически недосягаемыми для наших музеев те работы Пикассо, Дали, Шагала, которые создавались ими с 40-х по 70-е годы.

К организации каждой нашей выставки мы ищем уникальный подход. Декорации, подача материала, свет — все это создает определенную форму поведения в галереях. В нашей компании работают люди увлеченные, знающие предмет. Бывает очень обидно видеть некоторых своих коллег, которые привозят какие-то коллекции, не зная ни материала, ни сюжетной линии, ни истории самих работ. Это очень опасное дело, потому что зарождает большие сомнения у публики. В случае каждого громкого проекта очень скоро станет ясно, что он собой представляет: либо это чес по провинции, либо серьезный проект с серьезной же проработкой материала.

Конечно, к нам постоянно возникают вопросы по поводу подлинности экспонатов. Не было ни одного города, где бы не нашлись местные художники, которые будут доказывать, что это подделка. Почему тогда около 15 крупнейших музеев изобразительного искусства в России принимали нашу выставку, и среди работников этих музеев не нашлось ни одного специалиста, который подсказал бы, что с литографиями что-то не то?

Кроме того, на весь период выставки мы оставляем в Барнауле сертификаты на каждую из 105 работ: сертификат подлинности Европейского сообщества экспертов культуры, сертификат подлинности Министерства культуры РФ. При въезде все работы были внесены в реестр по охране культурных ценностей. Все это легко проверяется. Но если какой-нибудь скептик заявит, что не верит все равно, мы готовы сделать следующее: пусть он выбирает конкретную работу, выбирает эксперта. Мы дадим право на вскрытие работы, но в случае, если литография окажется подлинной, этот человек оплатит все расходы по проведению экспертизы. Нужно найти мастерскую, привлекать компетентного искусствоведа, представителя страховой компании — очень много составляющих. Соберите все эти позиции — сумма получится очень приличная. Пока в 18 городах желающих сделать это не нашлось.

Нашей компании около двух лет, но ее создавали уже опытные творческие люди. Они имели некоторые связи в сфере искусства, знали зарубежных коллекционеров. Договариваемся с ними, показываем, как будем представлять работы в России, какие получаем отклики. У нас есть несколько условий: мы не называем ни имени собственника, ни страховой стоимости литографий.

Все экспонаты выставки Дали "Священное послание" принадлежат одному коллекционеру из Италии. Я могу лишь сказать, что переговоры велись четыре месяца.

Точной статистики по посещаемости выставок у нас нет, но проходимость в целом хорошая. Скажем, в Нижнем Новгороде "Священное послание" посетили 20 тыс. человек.

Каждый день выставки стоит для нас немалых денег, не надо думать, что это меценатство, — вот добрый дядя из Европы сказал: "Пусть жители Сибири посмотрят на мое личное собрание". Выставки проходят без поддержки государства, и даже если бы мы выставлялись в муниципальном музее, как мы обычно делаем, поддержки бы не было. Но ваш музей на реконструкции, поэтому в качестве исключения мы остановились на частной галерее. Мы всегда оцениваем, насколько тот или иной город готов к таким проектам. В настоящее время ведем переговоры сразу с рядом коллекционеров из Европы и США, но там очень остро встает вопрос о прокатной ставке. И два новых проекта мы в этом году обязательно запустим.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии