– Да я колесо изобретаю! Разве можно в наше время что-то новое создать?– восклицает Борис Стефанский. Почти сорок лет житель Барнаула изготавливает народные инструменты – жалейки, свирели, рожки, гусли, гармошки-концертино. – Спрашивают когда, как это у меня такой инструмент получился, говорю: на гулянке уронил свой фагот, дырку пробил, дунул – а там еще один звук…
Борис Михайлович подносит к губам окаринку – с виду инструмент напоминает яйцо с дырочками, – и комната наполняется благородными, похожими на голос флейты, звуками – исполняется "Шутка" Баха!
– Тембр какой необычный, а! – радуется Стефанский. – На такой свистульке любую тему сыграть можно. Вообще-то, их из глины делают, но я научился из гипса лепить – они тут же засыхают, и печь не нужна. Окарина – гусенок. Как ни странно, название итальянское, а вот, гляди-ка, к нам на север попала и прижилась.
Помимо гипса, в качестве заготовок музыкальных инструментов мастер использует древесину и коровьи рога – чтобы плакали жалейки; металлические гардины и лыжные палки – из них выходят хорошие свирели, и, конечно бытовой пластик.
– В начале 80-х я познакомился с Дмитрием Деменчуком – мастером народных инструментов из Западной Украины, он как раз делал интересные свирельки. Пока в руках их держишь, обернешь как бы невзначай газеткой, пальцем проведешь – все дырочки и отпечатываются, – хитро прищурившись, улыбается Борис Михайлович. – Деменчук, когда узнал о моих копиях, посмеялся только: не додумался бы, говорит, до такого. А я и сам не думал, нужда заставила – мы в то время в Барнауле как раз создали ансамбль "Русь". А инструментов-то не было в магазинах: ни жалеек, ни свирелей, ни брелок – последнюю по тембру, как балалайку, ничем не заменишь. Я и по книгам многие образцы изучал, делал.
Мастер извлекает из ящика с десяток разной длины свирелей.
– У каждой из них своя красочка. Свирель как струна – чем длиннее и шире, тем ниже звучит, – демонстрируя свое богатство, рассказывает Стефанский. – На свирелях весь Восток играет – и Китай, и Таиланд, и Индия. Что касается чисто русских – вот владимирский рожок, – тут Борис Михайлович ловким движением достает на свет деревянную дудку с раструбом. – На такой только русские играют.
Запретная музыка
– Правой рукой крутишь ручку, а левой нажимаешь на кнопочки. Ну-ка, давай попробуем, – десятилетнего Никиту обучают премудростям игры на диковинном инструменте – лире колесной – это сплав баяна, виолончели и шарманки в одном экземпляре.
Игорь Бабушкин,
барнаульский музыкант, ведущий мастер-классы игры на народных инструментах для школьников:
В средние века на Руси на этом инструменте играли крестьяне. А еще подобный инструмент, релей, был у казаков. Но в 1655 году царь Алексей Михайлович издал указ об исправлении нравов на Руси, и в рамках борьбы со скоморошеством этот инструмент, а также многие другие: домры, гусли – приказали жечь. И даже название их вслух произносить запрещалось. Тогда в качестве альтернативы придумали балалайку. Позже, в конце XIX века, некоторые инструменты возродились, но не все.
Никита тем временем пытается исполнить на лире "Кузнечика". Крутя ручку, приводит в движение колесо из оргстекла, колесо, задевая, заставляет звучать струны, а при нажатии кнопки получаешь нужный звук.
Этот инструмент – дело рук барнаульского мастера Александра Гнездилова. Кроме колесной лиры, усовершенствовал он и алтайский топшур, варган, домру соединил с банджо, а для гуслей придумал механизм, позволяющий переходить музыканту в разные тональности. Но главной своей заслугой мастер считает возрождение скифской арфы – останки ее были найдены во время раскопок Пазырыкских курганов Горного Алтая в 1947 году, и в 1995 году Александру удалось воссоздать модель инструмента.
– Я сделал несколько вариантов арфы: от двухструнной до семиструнной – все ведь развивалось от простого к сложному. И спустя тысячелетия инструмент зазвучал: сейчас на нем играют, например, группы "Скифы", "Алтай – Кай", Театр песни Елены Камбуровой, – рассказывает мастер. – В Барнауле инструмент хранится в экспозиции Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.
Наследие Бояна
Другой юный участник мастер-класса Илья примеряет на себя роль гусляра – над этим инструментом Гнездилов сейчас работает наиболее увлеченно. В его коллекции уже есть и гусли звончатые, и щипковые, и клавишные самогуды.
– Пятиоктавные гусли, пожалуй, были самыми трудоемкими – на их изготовление ушло почти четыре месяца, – комментирует умелец. – Конечно, перед тем как приступить, делаю наброски на бумаге, но до миллиметра не выписываю – много времени занимает, да и не нужно это.
Теперь в планах у Александра Гнездилова – организовать на Алтае фестиваль игры на гуслях. Пригласить музыкантов со всей России и во всей красе показать инструмент Садко и сказителя Бояна.
– Я в свой ансамбль эти инструменты тоже потихоньку ввожу, – говорит Игорь Бабушкин. – Со временем, надеюсь, для каждого из них будут отдельные пьесочки. Но пока с репертуаром проблемы – в средние века инструментального фольклора в современном понимании этнографов не было, музыку почти не записывали. Да и нотная грамота была другой – для записи песнопений использовали невмы – нотные знаки, состоявшие из точек, черточек и крючков.
Справка
В мае 2012 года Александр Гнездилов возглавил созданную краевую общественную организацию "Центр многострунных инструментов народов Алтая", куда вошли лучшие алтайские мастера редких музыкальных инструментов.
В ноябре Александру Гнездилову присудили звание "Народный мастер Алтайского края".
Факт
Освоить азы игры на колесной лире или звончатых гуслях может каждый. Запись на мастер-классы под руководством Игоря Бабушкина по телефону 47-85-83.