Есть по-чуйскому тракту дорога, много ездит по ней шоферов... Редкая машина не останавливалась у знаменитого сростинского базара. Один из немецких журналистов в свом репортаже о Чуйском тракте даже нагловато заметил: "При всей славе Шукшина его родное село Сростки прославлено в первую очередь придорожным рынком. Все знают, что именно тут нужно сделать съестные припасы на дорогу". Вот каким предстал этот рынок три года назад перед этим репортером Вайлем:
"Рядом пестро облицованный магазин с прибитой картонкой: "Принимаем посуду: водочноя - 1.00, чебурашка - 1.00". Вдоль шоссе на перевернутых ящиках - помидоры, яблоки, маринованные опята, квашеные грузди, кедровые орешки, мед, немного кукурузы в горячей воде. Обычные рыночные разговоры: "Разве на яйцо есть спрос? Скажи мне, ну привез я в город яйцо и что? Привез яйцо и что, я спрашиваю?" Главное, ради чего тормозят в Сростках легковые и грузовые автомобили, - чуть дальше. Сначала кажется, что сюда каким-то дивом переместился московский бульвар с длинным рядом бабушек, покачивающих детские коляски. Только в этих колясках для удобства транспортировки и сохранения тепла заботливо укрытые одеяльцами пирожки. С мясом, капустой, курагой, особо излюбленные - с луком и яйцами(яйцом!). Бабки привычным жестом поправляют одеяльца, что-то напевно приборматывают. Бабки окликают покупателей, не жалея ласкательных суффиксов, не повышая голоса. Бабки баюкают пирожки..."
Что было - то было. 10 лет назад эти пирожки прославились тем, что в отличие от городских собратьев были огромны, как лапти. Съешь один такой сочный лапоть и на полтора дня сыт. Теперь уже никто не помнит, какая из сростинских бабуль первой придумала вывозить свой вкусный товар в колясках. Но только коляски вскоре появились у всех. Причем у каждой было свое название. Например, одна окрестила свою коляску "ракетой", ее соседка - "камазом".
К июню этого года возле Сросток пирожками торговало уже 39 женщин, и пожилых и молодых, зарегистрированных как частные предпринимательницы. Все они очень радовались, что "придумали себе работу", позволяющую заработать. Теперь пироги уже были поменьше: сказались инфляции и дефолты. Но и в этих , теперь уже похожих на обычные беляши пирожках, мяса было как минимум в пять раз больше. Каждый раз, когда я ехала в командировку через Сростки, коллеги заказывали сростинские пирожки.
Торговали сростинцы в три смены. Пироги с мясом, картошкой, капустой, блинчики с черникой, малиной, мясом готовились дома. Местный санитарный врач регулярно ходила по домам и смотрела, в каких условиях пирожки пекутся. На основании ее заключения пирожочницы получали в районной СЭС разрешение "на изготовление пирожков в домашних условиях и их реализацию".
Все было тихо, мирно. И душевно, как сказал бы, возможно, Василий Макарович. И вдруг вокруг пирожков начались непонятные страсти-мордасти.
В июне , когда "пирожковый базар" посетила Ирина Хакамада, женщины-торговки обратились к ней с петицией, пожаловавшись на то, что их промысел хотят прикрыть. Хакамада, откушав пирожок, оставила запись в общей тетрадке с благодарностями, где вежливо попросила СЭС отстать от бабулек.
Вернувшись в Москву, Ирина Хакамада направила запрос главе администрации Бийского района Борису Неудахину. Как выяснилось из переписки с местным мэром, знаменитый рынок до сего времени имел статус стихийного. В ответ на обращение вице-спикера глава администрации района развил значительную активность. Предпринимательницам были "организованы встречи" с сотрудниками Госсанэпиднадзора, Управления ветеринарии, комитета по защите прав потребителей, комитета по труду райадминистрации.
На этих встречах чиновники терпеливо разъясняли торговкам пирожками "нормы и правила, союлюдение которых необходимо для торговли". Те слушали и недоуменно пожимали плечами. По словам бабушек, ни один человек никогда на их товар не жаловался, наоборот, все благодарили.
Но вскоре был начат процесс ликвидации стихийного рынка. Предпринимателю И. В. Фаршатову администрацией был предоставлен земельный участок для организации на нем придорожного рынка. Участок в сжатые сроки был обнесен железной оградой, там установлены прилавки с навесами "для торговли допустимыми в этих условиях товарами", смонтированы фонтанчики с водой и туалеты.
Этот рынок начал работу 25 июля. Нынче, проезжая мимо Сросток, торговок пирожками обнаруживаешь с трудом. Их загнали в самый дальний угол. Свои таблички с надписью"Пирожки" женщины поднимают робко. Боятся СЭС. Та потребовала, чтобы каждая из них теперь пекла пироги в особых вагончиках. Там на трех квадратных метрах должны разместиться три раковины, холодильник, две газовые плиты, два стола. По словам торговок, они сами должны провести туда воду и канализацию.
А пока все это не сделано, доморощенным предпринимательницам перестали оформлять документы на торговлю. Две трети из них сразу опустили руки. Часть осталась, прижавшись к вагончикам. Теперь, до перехода в вагоны, за торговлю пирожками с мясом им грозят большие штрафы.
По некоторым слухам, сростинские бабульки просто стали мешать нестихийным предпринимателям.
Дающая значительный оборот придорожная торговля на въеде и на территории рекреационных зон Горного Алтая в последнее время часто становится источником конфликтов, отмечают СМИ. " В ситуации, когда значительная часть местного бизнеса контролируется представителями армянской и азербайджанской общин, иногда они принимают форму межнациональных волнений. Так, 17 августа в селе Ая, недалеко от Сросток, произошла драка между русскими и азербайджанцами. В результате 13 человек были увезены на "скорой помощи".
По распространившейся информации, Борис Неудахин, глава администрации Бийского района полагает, что реформа сростинского рынка не приведет к росту напряженности. Стремление властей сделать рынок более цивильным, конечно, понятно. Только как бы с водой не выплеснули и ребенка. Так, любимые коляски бабулям уже запрещены. Есть подозрение, что такое стремление якобы к цивильности лишит сростинский базар самобытности и душевности.