– Вот сейчас расскажу про Паулетту, – начинает Алексей Пыстин нашу беседу. – Это потрясающая девушка! Она работала со звездами мирового уровня: Дэвид Боуи, Уитни Хьюстон, Селин Дион. Про Куинсли Джонса, создателя звездного бигбенда, продюсера Майкла Джексона, с которым Паулетт в 1975 году начала сотрудничать в качестве солистки, можно сказать отдельно: иметь дело с таким человеком – значит постоять на сцене со всеми, кого только можно было придумать.
Потрясающая девушка тем временем демонстрирует нашему фотокору на экране смартфона домашний концерт своих четырех- и семилетней внучек: взявшись за руки, малышки поют мелодию на английском.
– Безумно люблю их и скучаю, – растроганно признается певица, подпевая внучкам бархатным голосом.
В этот вечер она блистала на сцене, очаровывая публику волнующим звучанием джаза и искренними эмоциями. Это уже девятый приезд Паулетт в Россию. МакВильямс с трудом перечисляет названия городов, где проходили ее выступления: Петрозаводск, Ангарск, Пермь, Липецк, Норильск…
– Даже менее выгодно, чем, скажем, классика?
– Конечно, конечно! Джазменам из Штатов часто скучно играть на сцене с рамочными, воспитанными на классической музыке русскими. Этим отчасти объясняется низкая популярность джаза в нашей стране. Для американцев джаз – часть их культуры, его играют и на большой сцене Карнеги-холла, и в тысячах музыкальных кафе Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго и других даже маленьких городов.
А в России заведений, где музыканты могли бы заниматься творчеством, ничтожно мало. У нас джаз выполняет обслуживающую роль – люди в кафе приходят, чтобы есть, пить и развлекаться. Хотя сегодня у джазовых музыкантов в нашей стране есть возможности, о которых в 80-х я и мечтать не мог: о том, например, что буду играть с людьми, которые лично стояли на одной сцене с Эллой Фицджералд.
– Когда вы выступаете со звездами джаза, как правило, нет возможности длительных репетиций перед туром. Как формируете концертную программу?
– Больше всего нервничать приходится не перед концертом, а как раз перед первой репетицией. Нам заранее присылают ноты, обговариваем номера по телефону. Хотя с вокалисткой Мэнди Гейнс, с которой мы приезжали в Барнаул в феврале, ситуация получилась жуткая – партии, которые нам прислали, оказались не в той тональности, пришлось менять их за час до концерта. Но у нас в отличие от классических музыкантов есть преимущество – джаз всегда исполняется не так, как он написан, поэтому номер сразу становится наполовину авторским.
Сибирь – столица джаза
– С 2009 года в новосибирской филармонии проходит международный фестиваль "СибДжазФест", – рассказывает Алексей Пыстин. – В прошлом году на фестиваль приезжал сам Джон МакЛафлин – гитарист, на которого молится весь джазовый мир. Приехали восхитительные вокалистки из США Триша Бутте и Ада Дайер – организаторам удается собирать в Новосибирске по-настоящему звездные составы.