Постановку, которая входит в постоянный репертуар барнаульской театральной площадки "Спичка", покажут на трех площадках в Москве - Центре искусств, музее Высоцкого и Театр.doc.
Показы пройдут 16, 18 и 19 января.
Какую историю расскажут москвичам
"Праздник одиночества" - это пьеса советского писателя, поэта и драматурга Владимира Коростелева, которого прежде всего знают как сценариста и автора песен таких популярных мультфильмов и фильмов, как "Чиполлино", "Вовка в Тридевятом царстве", "Айболит-66", "Тайна Снежной королевы" и других.
В своей пьесе он поднимает совсем не детскую историю творчества и одиночества знаменитого грузинского художника-наивиста Нико Пиросмани.
Пиросмани прожил безвестную жизнь, полную невзгод и лишений, однако это не помешало ему создать тысячи прекрасных полотен, ставших культурным достоянием страны уже после смерти автора.
В спектакле барнаульских артистов герои картин Пиросмани "оживают" в виде героев-кукол, сошедших с картин художника.
"Эй, Нико, зачем в красной рубахе меня нарисовал? Стою над речкой, как костер, на котором сейчас рыбу жарить будут!", "У меня — ножки! А ты натянул на них голландские чулки. А они толстят! В жизни не носила голландских чулок. Теперь стою на двух полосатых тумбах!", - недовольно кричат они Пиросмани.
Художник порой и сам не может объяснить, почему и зачем он изобразил тем или иным образом. Он чувствует, но как найти того, кто поймет и разделит твои мысли и чувства?
И вот Пиросмани решается совершить "паломничество" в Москву, где живут много других творцов. А один из них написал "Купание красного коня" - уж он точно должен объяснить, почему грузинского автора так тянет к ярким краскам.
От него Нико узнал, что значат слова "натюрморт" и "перспектива", но понял, что значения этих слов не могут отобразить и доли того, что он пишет на своих полотнах.
Возвращаясь на поезде домой, в свою маленькую коморку под лестницей, он признается Ие (то ли возлюбленной, то ли ангелу-хранителю), что он "пришит к земле осенним дождем" и этому рад.
Притча-картина
Режиссер Сергей Лебедев рассказал, что его "Праздник одиночества" - это не спектакль, а картина.
"Один человек, который смотрел спектакль, заметил, что мизансцены линейные и плоские, картинка статичная — да это картина и есть. Тем более если мы рассказываем про бедного художника — это должен быть бедный театр", - объяснил он.
На сцене действительно все очень скромно - только стол, покрытый узорчатыми тканями и зарытыми в них куклами да бутылка из-под вина. Но эту мизансценическую простоту тоже можно счесть за театральный наивизм, в котором все держится только на игре актеров.
Через их интонации, пения, шептания зрители убаюкиваются и погружаются то ли в сон, то ли в морок - а во сне, как все знают, чего только не привидится.
Пронизанная грустью притча все же способна оставить у чуткого зрителя теплые чувства - словно он посетил выставку того самого художника, о котором поется в песне "Миллион алых роз".