Феллини приручил зверька
Алексей Кожемакин,
известный новосибирский киновед, преподаватель отделения кино- и телеоператорства НГТУ:
Он был одержим не столько кино, как готовым продуктом, - сколько жизнью звезд, жизнью светской тусовки, как сейчас бы сказали. Вот это его интересовало, привлекало, как отдельная жизнь. Феллини его приручил: из дикого зверька, из папарацци сделал своим личным фотографа. И дальше Тацио снимал тех же самых звезд, но уже не как охотник за жаеным. Он уже не был ограничен заказом желтой прессы, у него появился азарт работы с более сложными сюжетами. С одной стороны, он продолжал рефлектировать над тем, как снимается кино; с другой – начал создавать имидж кинозвезд. Софи Лорен – вариант этого присвоенного имиджа. Возьмите любую фотографию женщины 1960-70 годов – Софи узнаваема в ней сразу, абсолютно…
Нельзя сказать, что выставка рассказывает историю жизни двух звезд – скорее, это калейдоскоп образов, связанных с итальянским кино. Все фотографии разные, от абсолютного глянца до авангарда – Секкьяроли не боялся экспериментировать и создавать интересные вещи. Вот Софи в 1970-е годы: безумно прекрасный взгляд над высоким плиссированным воротником. Вот Марчелло и Софи просто стоят рядом – красивые и совсем молодые. Софи Лорен в Москве в 1969 году – проходит мимо скамейки, на которой сидят симпатичные советские люди, и мы сейчас уже не сможем понять, как много значила для них эта встреча со звездой.
Любовь, которой не было
Фотографии выглядят стильными и ностальгическими. Они оставляют ощущение легкой грусти по времени, которого, возможно, никогда и не было. В той сладкой жизни самые красивые кинозвезды Марчелло Мастроянни и Софи Лорен безумно влюблены друг в друга, как их персонажи в фильмах Феллини. Послевоенной Европе нужна была сказка, и не зря фотографа Тацио Секкьяроли называли мифотворцем итальянского кино. В реальности, как утверждают историки кино, Марчелло и Софи были только добрыми друзьями. "Думаю, редко в истории всего мирового кино между актерами была такая гармония, как между Марчелло и мной. Но роман - нет, никогда", - говорила актриса в одном из своих интервью. Зато они вместе сыграли в 12 фильмах, среди которых безусловные шедевры мирового кинематографа "Вчера, сегодня, завтра", "Брак по-итальянски", "Подсолнухи", "Необычный день". На выставке можно было увидеть фотографии со съемочных площадок этих фильмов.
"Спасибо Анатолию Щетинину за окно в Европу. Фотовыставка мирового класса - в Барнауле!" - написали в книге отзывов первые посетители. Собственно, добавить к этому нечего.
Справка
Тацио Секкьяроли – прототип Папараццо, героя фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь". Он родился в 1925 году в одном из беднейших кварталов Рима. Долгое время зарабатывал, продавая фотографии известных и богатых людей в пикантных ситуациях. "Мы, фотографы, были всегда бедными дьяволами голодания, а они имели все это – деньги, известность, шикарные гостиницы. Швейцары в больших гостиницах давали нам информационные подсказки – можно назвать это товариществом пролетариата", – вспоминал Тацио позднее.
Феллини нанял Тацио личным фотографом и снял про его жизнь свой знаменитый фильм. После выхода "Сладкой жизни" на экран, Тацио Секкьяроли занимался только художественной фотографией.