Сергей Скрипин,
антиквар, этнограф и краевед:
Я занимаюсь изучением шаманизма почти 40 лет. Основную массу экспонатов для выставки сделал своими руками по образцу оригиналов. Сам бубны делаю. Все пальцы изрежешь, пока шкуру натянешь... Один есть у меня, ох хороший, из бычьей кожи! Алтайцы мне про него говорят: "Серега, твоим бубном онкологию лечить можно. Звук аж кишки наизнанку выворачивает". Кстати, исследователями доказано, что звуки шаманских бубнов и православных колоколов действительно обладают целительными свойствами.
Меня часто приглашают на научные диспуты. Смешно. Спорят, с какой стороны шаманы узелок завязывали и какого цвета тряпочки использовали в ритуалах… Да с какой стороны удобно было, с той и завязывали, какие тряпочки имелись – те и брали.
Существуют этнографические коллекции, в которых представлены подлинники. Как правило, они создавались в один из двух периодов российской истории: во время христианизации или триумфальных шествий советской власти. Тогда шаманов пачками убивали, а все, что у них забирали, отправляли в музеи. Так что почти все экспонаты из таких коллекций сняты с убитых шаманов. А вообще, после смерти все вещи шамана хоронят вместе с ним, и забирать их – преступление.
На Алтае до сих пор есть шаманы, но живут они в основном в горах. В Бийске был один кумандинец, но умер уже. Так уж сложилось: в период христианизации в степных районах шаманов было проще истреблять. Поэтому они прятались в Горном. Алтайцы и сейчас по-особому воспринимают христианство. На шаманских костюмах изображение Христа носят. А в период христианизации и вовсе утром они ходили в церковь, а вечером шли к шаману.
Шаманизм был, есть и будет. Это не религия, а мировоззрение человека, и в нем нет ничего пугающего. Это система благодарения духам природы, на которой, по большому счету, построены все современные вероисповедания.