Известный балетный критик Павел Гершензон порхает между рядами конференц-зала и увлеченно наставляет студентов "Школы культурной журналистики": "Учитесь понимать и любить искусство!" Те пытаются изо всех сил и слушают рассказ о том, как в Европе на оперу ходят. Ни у одной из пышно разодетых дам на премьере не включен мобильный телефон: "Если слышен звонок – то почти всегда это у русского. А если на телефоне какая-то мелодия вместо простого звонка – это русский уже наверняка!" При этом дамы совершенно не стесняются кричать "бууу!" и топать изящными ножками, если увиденное не отвечает их эстетическим чувствам. Заболтать такого зрителя ох как сложно. На поклоне он терпеливо дождется нужного артиста и устроит ему овацию, а другой артист или режиссер будут безжалостно освистаны. Нормальная ситуация, между прочим. Если вам при смене блюд в ресторане на одной из тарелок попадется таракан, будете ли вы есть его с таким же энтузиазмом, как и все остальное?
Скоро в Барнауле стартует новый театральный сезон, и с уверенностью можно сказать только одно: в нем не будет спектакля, ход которого не прервется телефонной трелью, так же, как и не будет спектакля, который не проводят стоя. Свою культуру публика выражает не в том, в чем следовало бы. Ведь не сказать, что всем зрителям все нравится, нет. Но раз хлопает сосед слева да сосед справа – как-то неприлично отмолчаться. Актер выкладывался честно, художник чего-то придумывал, что ж мы, не люди, что ли, спасибо не скажем?
И получается, что весь сезон, в котором всегда есть удачи, но всегда хватает и провалов, проходит под ровное хлопанье ладоней, хотя иногда, честное слово, лучше было хлопать креслами. К этому благоговению перед театральной машинерией часто примыкают и журналисты. "Я считаю, на самом деле, что плохо писать о спектаклях вообще нельзя, потому что, на самом деле, все стараются", – сказала мне как-то одна из коллег. Правильно. Если хочешь и дальше обниматься со всей труппой после премьер, то действительно лучше не писать плохо, но во всех остальных случаях – очень даже можно.
Почему бы вообще не держать друг друга в тонусе? Почему не быть чуть строже в тех случаях, когда это более чем оправдано? Это, кажется, было бы продуктивнее для всех участников театрального процесса.
Например, в крошечной Латвии работает суперзвезда европейского театра Алвис Херманис, а в такой же крошечной Эстонии – уникальный "Театр № 99". Откуда они взялись? Возможный ответ подсказали кураторы той же "Школы", переговаривающиеся за ужином: "Я недавно из Риги. До чего же там тяжелый зритель. Очень жесткий!" – "Да, да. И не говори. Это же Прибалтика". Совпадение? Может. А может, и нет.