Вставал вопрос – так зачем же снимать фильм, который, по всей видимости, не дойдет до зрителя? Ссылка Карпиловского на то, что у фильма будет богатая фестивальная история, не успокаивала. В движении кинофестивалей, при всем его развитии и разнообразии, давно уже назрели кризисные явления. Изначально фестивали должны были, как выявлять лучшие фильмы, так и продвигать их в зрительские массы. Но постепенно в фестивальной среде стало преобладать мнение, что фестивальные фильмы являются особой категорией кинопроизведений, и зрительский успех для них не обязателен и даже вреден. Зритель терял интерес к фестивалям, либо от него старались избавиться сами организаторы. Так кинофестивали стали превращаться в замкнутые тусовки, особенно характерные для отечественного кино. Но одновременно наблюдается и встречный процесс – кинофестивали дают возможность познакомится с фильмами, отвергнутыми прокатом.
"Частное пионерское" был включен в конкурсную программу Шукшинского кинофестиваля. Однако, все семь фильмов фестиваля, были показаны только один раз, в один день и примерно в одно и то же время. Таким образом, зрители более одного фильма посмотреть не могли. Такой подход организаторов показывал, что ни зрители, ни популяризация фильмов фестиваля их не интересуют. Это явно расходилось с традициями фестиваля, который в свое время был основан как зрительский. И о каком же "обеспечении доступа к культурным ценностям" (как заявлено в целях фестиваля) тут может идти речь?
Возникал вопрос и о работе жюри. Обычно, на кинофестивалях жюри смотрит фильмы вместе со зрителями и в заключении перед ними оглашает свое решения. Здесь жюри работало автономно, о его составе зрители ничего не знали, итоги оглашались вне фестиваля. Возможно, это было сделано, чтобы избежать вероятного противостояния зрителей и жюри. Временами на фестивалях происходят неприятные для организаторов эксцессы, когда зрители выражают протест против решения жюри. Так, аудитория фестиваля "Кинотавр" в 2011 году ожидала, что главный приз достанется фильму режиссера Константина Буслова "Бабло". Однако, жюри отдало предпочтение фильму "Безразличие" режиссера Олега Фляйнгольца. Чтобы противостоять возмущенному залу, на авансцену вышли все члены жюри, демонстрируя свое единство.
Режиссер "Частного пионерского", Александр Карпиловский начинал как актер (в частности, он играл в популярных телесериалах "Граница. Таежный роман" и "Гибель Империи"), а также снял для ТВ 2 фильма и 8 сериалов. В "Частном пионерском" он выступил не только как режиссер, но и как соавтор сценария. Фильм основан на одноименной книге рассказов Михаила Сеславинского. В ней автор (сейчас – руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) отобразил впечатления своего детства, прошедшего в 1970-х годах в городе Дзержинске. В этом же городе, сохранившем не только свое имя, но и, в значительной степени, прежний облик и происходили съемки фильма.
Главные герои фильма – друзья-шестиклассники Мишка (Семен Трескунов), Димка (Егор Клинаев), а также лидер их класса Лена Карсева (Анфиса Вистингаузен). Мишка тайно влюблен в Карасеву. Димка не одобряет, как его увлечение, так и саму Карасеву, но его чувства не так однозначны, как кажется (классический треугольник, хотя и в пионерском варианте). Вскоре появляется еще один персонаж, вокруг которого закручивается нарастающий вихрь событий – неизвестно откуда взявшаяся собака по кличке Савва. Где хозяин собаки – неизвестно, как зовут собаку, ребята узнают по надписи на ошейнике.
Вскоре, однако, обстоятельства складываются так, что собака снова исчезает. Сначала она попадает в собачий отстойник, вечно пьяный сторож которого (Роман Мадянов) продает ее зловещему скорняку Мухомору (Евгений Мундум), на руках которого кровь многих собак. В поисках четвероногого друга мальчишки исчезают из дома, пропускают школу, где готовится "ответственное мероприятие", попадают в милицию. Их похождения вызывают недовольство, гнев и тревогу отца Мишки (Владимир Зайцев), бабушки Димки (Раиса Рязанова), директрисы школы (Юлия Рутберг). Классная руководительница Светочка (Светлана Иванова) находится в состоянии перманентной паники. Ситуация осложняется тем, что ребята постоянно лгут взрослым, не рассчитывая на их понимание.
Дима и Миша, наконец, пробираются в логово Мухомора для спасения Саввы, где над всеми ними нависает реальная опасность. Но в решающий момент появляются отец Миши с нарядом милиции. Собака ранена, но спасена, наступает примирение Миши с отцом. Однако, грядет школьная разборка, где на совете дружины директриса требует исключения Миши и Димы из пионеров. Директрису поддерживает начинающий юный функционер, председатель совета дружины Бычков (Валентин Садики). "Народ безмолствует", и только Карасева смело выступает в защиту мальчишек. Спасение собаки – тоже пионерское дело, пусть и "частное" – заявляет она. Выступление Карасевой подкрепляет появление милиционера с грамотами для Миши и Димы – у Мухомора оказались и другие грехи, кроме убийства собак. Троица героев, взрослея, вступает в новый этап своей жизни.
При фестивальном просмотре фильма зал чутко реагировал на события фильма, несмотря на то, что 9/10 зрителей были взрослыми. Заключительные титры были встречены аплодисментами. "Частное пионерское", действительно, выгодно отличается от обычной отечественной кинопродукции последних лет. Фильм человечен и обращен к зрителям, которых наши кинематографисты в последнее время стараются не замечать (и зрители отвечают им тем же). Он сделан профессионально, с соблюдением законов жанра, что в нашем современном кино считается, чуть ли не дурным тоном. Отлично выстроен сценарий (не читая Михаила Сеславинского трудно сказать, насколько это его заслуга). В кульминационном эпизоде содержатся целых три (!) "спасения в последнюю минуту".
Сложной задачей являлось воссоздание атмосферы 1970-х годов (гораздо легче, например, представить на экране годы Великой Отечественной войны, или время правления любого из русских царей). И эта задача была прекрасно решена, как лексически, так и изобразительно. Только одна фраза из фильма не могла прозвучать в 1970-е годы. К изобразительному ряду (художник Александр Гиляровский, оператор Михаил Миланин) таких претензий вообще нет. Несколько слабее дан музыкальный фон, хотя знаменитая тема "Погони" из "Неуловимых мстителей" использована удачно. Очень хорош ясный и динамичный монтаж Ирины Бычковой.
Александр Карпиловский не относится к тем режиссерам, которые, кичась "авторством", стараются "перетянуть одеяло на себя", что, обычно, только портит фильм. Он предоставляет
каждому участнику авторского коллектива сыграть свою партию, органично объединяя их усилия. Особенно ценно его внимательное отношение к актерам. Ведь что ни говори, именно актеры – лицо
любого игрового фильма. Если нет актерской игры – и "кина не будет"! К сожалению, после исчезновения с экранов старых советских актеров, профессиональная игра в отечественном кино
– явление не частое. Стала преобладать формальная манера игры, пришедшая из телесериалов и подавившая богатые традиции отечественных актерских школ. Еще печальней те случаи, когда в фильме
каждый исполнитель играет сам по себе, в разной манере. В "Частном пионерском" мы видим актерский ансамбль, что говорит о хорошем подборе исполнителей и демонстрирует отличную работу
режиссера. В первую очередь это относится к юным актерам. Игра этих ребят показывает, что надежды у нашего кино есть. Но воплощение этих надежд – в руках продюсеров, сценаристов,
режиссеров, а также тех, кто принимает главные решения, так как российское кино по-прежнему остается в рамках государственного патернализма. Что касается качестве работы "в целом", то фильм
обгоняет многие "взрослые" фильмы последних лет.
"Частное пионерское" не получило награду на Шукшинском кинофестивале. Собственно, это и трудно было ожидать, поскольку на фильм поставлен формальный штамп "кино для детей". Такие
фильмы у нас, почему-то, считаются второсортными, и награждаются, преимущественно, только в рамках специальных конкурсных программ. Фактически же, этот фильм относится к особой категории –
"фильм для всей семьи". В современном зарубежном кино такие фильмы занимают очень серьезную позицию, и их кассовые сборы покоряют многомиллионные рубежи.
Сейчас, когда в отечественных кинотеатрах нет специальных детских сеансов, а киноафиши пестрят возрастными ограничениями, "фильмы для всей семьи" являются способом дополнительного
привлечения кинозрителей. Кроме того, они общественно полезны, так как содействуют взаимопониманию различных поколений. Конечно, если это – хорошие фильмы. И теперь понятно, что такой фильм,
как "Частное пионерское" было необходимо снять, хотя бы, в качестве вызова, несмотря на предстоящие проблемы с его прокатом.
Проблемы не заставили себя ждать. Первая официальная премьера состоялась 18 ноября 2012 года, но в прокат фильм не пошел. Вторая премьера прошла 7 сентября 2013 года, а с 19 сентября был
объявлен всероссийский прокат фильма. Но он был сорван – прокатчики и показчики бойкотировали "Частное пионерское". Фильм показали только отдельные кинотеатры (в Барнауле –
"Премьера"), фактически без рекламы.
О причинах бойкота можно только гадать. Воротилы российского кинобизнеса испугались красных пионерских галстуков? Профессионально сделанный фильм неудобен тем деятелям отечественного кино, которые выдают свои беспомощные поделки за произведения искусства? Наши продюсеры, прокатчики и показчики не умеют грамотно продвигать фильмы, способные расширить аудиторию кинотеатров? Нет денег на рекламу?
Тем не менее, можно говорить о зрительском и профессиональном интересе к фильму. Еще до первой премьеры фильм участвовал в Международном кинофестивале в Минске, где получил сразу 4 награды, включая приз зрительских симпатий. В дальнейшем фильм получил награды на трех международных и шести российских фестивалях, в том числе два приза зрительских симпатий и главный приз детского жюри. Получили награды и исполнители главных ролей фильма – Роман Мадянов, Юлия Рутберг, Семен Трескунов, Егор Клинычев и Анфиса Вистингаузен.