Вот и настал день, когда красный флаг "Киноликбеза" взмыл в небо и объединил под собой людей из самых разных уголков мира. Несмотря на перекрестный огонь финансовых войн, котировки бумаги на биржах и страшные новости из телевизора, люди не перестали снимать фильмы. Значит, совсем не эти причины лежат в желании их создавать. Что именно ими движет, можно узнать не просто посмотрев эти фильмы, а попробовав проникнуть по ту сторону экрана, "увидеть" их мысли и понять поступки героев – действовать внутри фильма. Попробуем заглянуть за полотно экрана?
К сожалению, не видела фильмов половины первого дня кинофестиваля, но всё же причин пораскинуть мозгами было немало и в вечерней программе.
Вот, например, фильм "1210" режиссера Арсения Гончукова, участника прошлого фестиваля. Он представил, как и в прошлый раз собственно, неоднозначный и провокационный фильм. В фильме сталкиваются две реальности – мирное время и состояние войны, о которой знает только тот, кто видел ее своими глазами. Однажды начавшись, война не может закончиться, по крайней мере в душе человека, в которой живо сочувствие и совесть. Кто пережил войну, уже не в силах забыть ее, тем более, если человека мучает чувство вины и ответственность за погибших людей. Только чем лучше мирное время, если всем на всех наплевать и у каждого свой мир, где можно тихо "поживать"? Связывает две эти реальности компенсация ветерану войны, главному герою, в размере 1210 рублей и "общение" с пропавшим без вести или погибшим сыном. Этот призрак и держит отца в мире – он воплощение жизни и смысла. Компенсацию решают больше не выплачивать. Сын тоже уходит из его видений, оставив отца одного, дошедшего до исступления от черствости и непонимания окружающих. Конец печален – пара пуль, выпущенные в работников макулатурной организации и собственная смерть.
Следующий фильм "Бека" также основан, как и предыдущий, на реальных событиях. На событиях войны, но войны уже дворовой "пацанской", где свои законы, понты и счеты. Фильм оставляет впечатление наивного дворового боевика, хотя он и не лишен смысла. Та же память о близком погибшем друге дает новую жизнь главному герою.
Что же все-таки хотел рассказать режиссёр фильма "Белая полоса"? О жизни призраков, которым приходится вновь и вновь проживать "мёртвую точку", поставленную в пустом блокноте?
Телевидение не однажды появляется в этот день на экране кинотеатра. Сначала это был "Телевизор-2" Александра Шкурова. Главный герой на протяжении почти всего фильма смотрит в экран телевизора, который скрыт от взгляда. Мы видим лишь героя, страдающего от скуки и желания заснуть. Каналы сменяют друг друга вслед за очередным зевком телезрителя. После такого просмотра герой уходит в шкаф, где вешается, подготовив перед этим верёвку. Последний кадр говорит о многом – со стороны мы видим комнату, диван, на котором сидел зритель, телевизор, повешенного в шкафу и сидящую рядом с диваном девушку…
"Последний репортаж" тоже связан с телевидением. Это трагикомедия, в которой законом провозглашён баланс порядка. Вне порядка, а, следовательно, и вне системы находятся бомжи. Собственно они не представляют собой абсолютно ничего, кроме того, что они являются биомассой. Их запросто можно сжечь в печи за ненужностью, порадовав перед этим увеселительной прогулкой. Об этом и говорится в разоблачающем систему репортаже, ставшим уже последним в жизни репортера. Бомжи они нарушают порядок, где каждый любит своё государство и чтит систему. В последних кадрах мы видим одного такого изгоя. Он рассуждает о боге, который также находится нигде – он изгнан из полезного баланса. Фильм снят в традиции антиутопии, приправлен юмором, местами довольно черным.
Короткометражный фильм "Варька", снятый по мотивам произведения Чехова "Спать хочется", очень яркий в визуальном плане. Задумчиво-сонная девушка выполняет роль прислуги в семье, а "семья" занята лишь своими делами. Туманно-прозрачная атмосфера кадра одновременно девственно красива, как дитя, но жестока в своей реальности. Она приходит как тычок в затылок крепкой рукой хозяина. Свобода в таком мире возможна лишь во сне.
"Второе дыхание" погружает нас в абсолютно пустой мир. Мир, в котором не осталось ничего живого. О живом могут напомнить лишь жестяные банки. Их главный герой превращает в цветы-вертушки и под шелест жести погружается в исчезнувший мир. Но мираж исчезает по мере того, как в лёгких заканчивается воздух. Воздух без кислорода, мёртвая среда, где можно оставаться человеком лишь в мечтах.
"Аметист" - фиолетово-прозрачный камень, хранящий в себе эфемерное присутствие чего-то ускользающего. Камень памяти и расставаний, эротических фантазий и горечи одиночества. Дорогих нам людей, которых мы потеряли навсегда, нельзя заменить другими. Но даже память подводит, обманывает нас, заключая в свои объятия.
Заметно, что тема смерти, пустого пространства и бессилия волнует многих режиссёров. Что может противостоять такой пустоте? Неравнодушное отношение и фантазия, которая даже в мёртвом мире рождает свободу от пут жестокой действительности.
Ирина Рэй