Что бросается в глаза в первую очередь, когда узнаешь о "Киноликбезе"? Революционный флаг и суровая улыбка золотого Жана-Люка Годара, приглашающего тебя рискнуть и подать заявку. Что видишь первым, когда сходишь с трапа самолета? То же красное знамя и проницательные глаза Вячеслава Корнева, уверенно говорящие "ты достоин". А когда заходишь в кинотеатр? Целую команду симпатичных организаторов, готовых исполнять любые прихоти заморских "творцов": от экскурсий по городу до танцев с пакетом на голове. А если взглянуть с экрана в пугающую темноту зала, то можно почувствовать на себе сверлящий взгляд завороженных зрителей, взгляд полный интереса и вдохновения. Пусть зрителей и не много, но от этого их мнение не менее важно, а задаваемые вопросы не менее коварны. А что ты видишь на большом залитом светом экране? Фильмы. Фильмы из Владивостока и Екатеринбурга, из Харькова и Донецка, Киева и Москвы, Баку и Нью-Йорка, из Санкт-Петербурга и Ленинграда. Мы видим, что везде снимается кино: большое и маленькое, грустное и веселое, цветное и черно-белое... Почему такие сухие определения?
Во всех уголках земли живет автор (кино-то на фестивале авторское) - автор, который не может молчать, которому есть, что сказать миру. Или скорее, он считает, что ему есть, что сказать. И говорит, говорит… А мир его слушает. Слушает в Барнауле, в Санкт-Петербурге, в Киеве. И ты вместе с миром. И возникает ощущение, что ты это уже слышал. Слышал в Москве, слышал во Владивостоке, слышал в прошлом году или в позапрошлом. И с каждым новым "криком" автора ощущение все устойчивее и устойчивее. А потом ты открываешь стопку программок, которые насобирал за время своей карьеры кинолюбителя...
И точно! Те же фильмы, те же режиссеры, те же победители. Сейчас подобного рода фестивали служат своего рода прокатной площадкой для студентов и начинающих малоизвестных режиссеров. А фильмы кочуют от одного фестиваля к другому: с "Другого кино" на "Наше кино", с гуманного "Послания к человеку" на пропитанный революционным пафосом "Киноликбез" и дальше, и дальше. В поисках того самого зрителя, который не просто поймет каждого автора и оценит его внутренний мир, а еще и сможет отличить одного от другого.
Говорят, что на первый "Киноликбез" не было прислано ни одного фильма, и группа энтузиастов за несколько дней создала программу того фестиваля. Снимали на самодельные камеры обскура, репетировали каждую свободную минуту и на бегу, не спали ночами, изучая приемы монтажа. И я видел те фильмы. В них, в отличие от замордованного красотой до полусмерти авторского кино, представленного на фестивале сегодня, была идея, было послание, был Дух свободы – за ними стояли Авторы. Авторы,
разделяющие пафос Создателя фестиваля, авторы, для которых был по-настоящему дорог кусок тротуарной плитки типа волна. Но натиск технологии привел сегодня к возведению лакировки в ранг Божественного. Современные авторы пытаются уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенсационности. В результате, чем правдоподобней становится Жан-Люк, тем меньше он становится похож на живого Годара.
Александр Шкуров