Третий день кинофестиваля, как и второй, открывал блок "документального кино".
Первым шел фильм "Мой Университет" Дархана Шаймерденова из Казахстана. Ребята-студенты рассказывали о плюсах и минусах учебы в родном университете, о холодных аудиториях, взятках, неудобствах из-за несвоевременного ремонта и плохо составленного расписания. Однако в итоге они сошлись во мнении, что университет они любят, радуются творческой атмосфере и возможности общаться с интересными людьми, многие из которых стали им друзьями. Полезно посмотреть тем, кто вдруг подумает поучиться в Казахстане.
В фильме "На аллеях центрального парка" Бориса Караджева применен принцип чередования кадров прошедшей эпохи и нашего времени. Использованы любопытные архивные пленки советского периода, показывающие, как отдыхали в парках культуры и отдыха рабочие и колхозницы. И карусели-то были замечательные, отдыхающие люди с парашютом прыгали, на коньках катались, физкультурой занимались, улыбались, всё было прекрасно и хорошо. Современные кадры обрисовывают совсем другую, удручающую картину. Пьяные ВДВ-шники, которые фальшиво горланят гимн РФ, купаются в фонтанах и буянят без причины; молодые девицы, смолящие сигареты; кто-то спит на лужайке; гламурная фифа позирует для фотосессии. На лицо деградация и потеря интереса к спорту, активности, массовости. Является ли автор приверженцем ушедшего времени или он просто констатирует факты? Если перемешать совсем другие кадры, негативные из прошлого и позитивные из настоящего, ну вы поняли, да? Получится другая картина, не так ли?
Блок "короткометражное игровое кино" начался показом фильма "14 слов" Андрея Кузькина. Смотрела его во 2й раз, но так и не поняла. Видимо надо посмотреть ещё 12.
"3 три" Александра Юдина концептуально ударило меня по мозгу 2 раза. Три героя, газеты, нож, в конце девушка что-то сигнализирует? Возможно я отрубилась так же, как и героиня и необходимо восполнить пробелы.
"Ноцебо" Евгения Шибе напоминает: если вам осталось жить неделю, успевайте всё сделать, а то ещё врачи расстроят известием, что жить вам ещё ой-ёй-ёй сколько и вы расслабитесь и счастливо всё профукаете.
Если ваше платье в холодильнике, молоко в бельевом шкафу, а мусор вы выбрасываете в телевизионный ящик – это хорошо, а если с утра всё как обычно, вы не обольщайтесь, вполне ведь можете выйти в "Окно". По крайней мере, так утверждает Антон Шевченко. Светлана Русакова же успокаивает – никакого "Окна" нет, всё хорошо, вы уже сидите в мягкой палате без окон.
"— Думаю, вам это нравится.
— Нравится?
— Вы так усердно мучаете себя, выходит, вам это нравится"
За три минуты короткометражки "За стеклом одиночества" Алексей Павлов (Мим) обрисовывает нам, как он (ты) одинок, печален и как ему всё это нравится. Равнодушие, непонимание, ненастойчивость других людей (деньги всё же некоторые дают) делает его (твоё) одиночество ярче, больнее, и становится возможным пожалеть себя ещё больше.
Но ведь приятно, когда кто-то решится и откроет дверь к тебе?
Было бы любопытнее, будь мим в гриме Анонимуса.
"Какая разница" (Ксения Шуточкина)
"—А давай как будто мы спим!
— А давай!"
Подсмотрено из жизни, украшено южным говором и колоритом. Фильм про аиста, цаплю и жизненные обстоятельства.
Юные девицы-провинциалки из Симферополя сильно контрастируют с культурой Северной столицы. Яркие, громкие, нарочито грубоватые, но немного наивные, за словом в карман не полезут, однако словарный запас их разговорный да не очень и большой. Вместо музея – дискотека, пиво в забегаловке. Впрочем, в Третьяковскую галерею они собирались. А в квартире у питерского парня, куда они вписались, даже чай не такой, как привычно (Света живет в 20 км от Симферополя в глухой деревне, однако улунчик-то она любит, забавно).
Казалось, взаимопроникновение культур невозможно, но нет! Она случается (любовь!). Герои вроде бы справляются с нахлынувшим "забирай свои игрушки и не писай в мой горшок", но социальные барьеры оказались слишком непреступными для двух молодых людей. Вот так, никакого хэппи-энда.
Смотреть обязательно, особенно, если любите много-много тонко подмеченных жизненных мелочей в одном месте.
Константин Челидзе предоставил на фестиваль фильм "Кукла". Триллер, ужасы с участием борцовских манекенов, смешиваниесна и реальности? А вот можно было бы человека так же подвесить, чтобы из него вся грязь вылилась?
"Первый шаг в облаках" Алины Горловой с первых кадров обрисовывает мерзкую картину старости, разложения, гниения, умирания: кухня с толстой старухой, она перекручивает сырое мясо, которое явно попахивает, как начавшийся разлагаться труп; этому способствует необычайная жара; по телу старухи стекает вонючий пот, мы видим её волосатую мокрую подмышку. По всей кухне разносится противный скрежет мясорубки, летают мухи. Сидящий за столом мужчина решает сбежать хоть на время на улицу.
Недалече в лесочке мы видим антипод предыдущей картины: молодые люди, красивые, влюбленные, не тронутые ещё болезнями и старением. Старые хрычи пугают ребят и разрушают их идиллию.
Напакостив, вспоминают о своих "первых шагах", которые были тоже когда-то кем-то испорчены. Зачем старость, разочаровавшись в жизни, начинает губить молодое? "Любви нет" – вердикт одного из мужчин. А те молодые ребята, будут ли они так же думать о любви из-за испорченного первого шага в облаках?
В "Песнях, что пели до меня" Александра Золотухина поют о мимолетном свидании человека с планетой Земля. "Я только начал!" - герой удручен фактом приближающейся смерти. Отец его успокаивает, что 10 минут назад тоже боялся смерти. "Что останется после нас?" - задаются вопросом герои. "Разве что метки от дротиков на камне".
"Ребенок" Алексея Вакулова – качественная экранизация Чехова. Усталая бедная Варенька, её светлые мечты о балете, перемешивающиеся с кошмарами. Сцены с развешанным в балетной зале бельём меня очень эстетически порадовали. Посмотрите!
Первыми в конкурсной программе "Киноэссе и видео-арт" прошагали "2 путника" из Нью-Йорка (режиссер – Ольга Клячина). Двое влюбленных нежно идиотничают на экране, куражатся, что не мешает им задумываться о тех вечных вещах, что беспокоят возлюбленных – жить долго и счастливо и умереть в один день.
"Das Kapital" представляет собой клиповую нарезку черно-белых архивных кадров (что напомнило о фильме из блока "документальное кино" – "На аллеях центрального
парка"). Нарезка из положительных исторических моментов; нарезка из отрицательных исторических моментов, на фоне немецкая музыка. Когда я разгадаю замысел автора, я вам сообщу.
Порадовал воистину магический "Бубен" Александра Сухарева. Бубен звучит, бубен стучит, бубен пульсирует сердцем, ритмично рифмуется с мирозданием, монотонно вибрирует как звук Ом. Все явления взаимосвязаны, капли, снежинки, узоры птиц. Бубен держит ритм. Даже в тишине.
Во "Вдохновении" Виталия Карабаня мне понравилось прикосновение к ноге. Очень.
Я смотрела "Вместо письма" Анны Маркель и видела женщину-вамп, которая много курит и кривляется. На фоне стихи Маяковского. That’s all.
В короткометражном фильме "Геноцид: 8 историй из миллионов" Эдуарда Овакимяна люди-свечи показывают 8 трагичных историй. Истории расстрелянных семей, детей, оставшихся сиротами, братьев и сестер, лежащих рядом бездыханными. Болезненно красивые и безнадежно грустные 7 минут (но пафоса могло быть и поменьше).
Завершил третий день фестиваля фильм Дениса Жигунова "Добро пожаловать домой". Фильм-сон, фильм-фантазия. О твоих кошмарах и моих, о непередаваемой логике сна, с невероятным сюжетом (в данном случае о людях-мумиях в коробках). Но с точки зрения визуального ряда высший балл я бы не поставила.
На "Киноликбезе" правит Смежная королева, сидящая на стульях реализма и авангарда.
Всем Курбе, завтра авангард.
Елена Самохвал