Однако торопясь переселить "драму" на новую сцену и отметить важный юбилей идеологической премьерой, не учли многих мелочей. Именно они впоследствии создавали актерам и руководителям театра множество проблем.
Театральный субботник
Театральная труппа очень ждала переезда в новое здание. Еще когда шло строительство, актеры выходили на субботники - расчищали территорию, сажали деревца. Но, с другой стороны, им предстояло нелегкое расставание с прежней сценой - в Народном доме (нынешней филармонии) театр жил полвека. Старая сцена была небольшой, зато уютной и камерной. Во всем чувствовалась театральная аура. Кроме того, в прежнем зале была удивительная акустика - зрители слышали даже жужжание мухи. Актеры понимали, что в новом здании такая атмосфера появится только спустя годы.
Переезд оказался непростым еще и потому, что незадолго до этого события театр покинул главный режиссер Эмиль Вайнштейн. Имея на руках готовый проект здания, он пытался доказать, что не все в нем верно, что нужно прислушиваться к нуждам театра... Но так и не смог ничего добиться. После ухода Вайнштейна и некоторых других актеров труппа осиротела. Но приехал "новый главный" и привез с собой новых людей. Всем нужно было как-то уживаться и... переезжать.
В декабре 1972 года театр драмы перебрался в самый центр города. И уже на первых репетициях стало понятно, как нелегко будет жить в новом здании.
Публике было неуютно
Естественно, что новый театр предполагалось открыть премьерой. Спектакль был выбран достойный, полностью соответствующий юбилею СССР - "Салават Юлаев" - о том, как башкирский народ восстал против ненавистных угнетателей. Репетировать этот спектакль начали еще на старой сцене, именно для нее были сделаны все декорации. Когда актеры оказались на сцене нового театра, они испытали шок. Все не обжито, не устроено, а сама сцена размером с аэродром! Декорации на такой площади выглядели мелко и невыразительно. Актеры с трудом ориентировались в непривычно большом пространстве.
Выяснилось, что акустика сделана без учета театральных особенностей. В то время активно строили клубы, дворцы съездов, и по этому же принципу соорудили и театр. По сути, нормальный звук получался только тогда, когда говорили в микрофон. "Человеческий" же голос в некоторых секторах зрительного зала просто не было слышно.
Именно из-за всех этих "мелочей" "Салават Юлаев" и провалился. Он не произвел никакого впечатления на публику. Да и сами зрители, несмотря на всю роскошь, которая их окружала (это и витражи, и замечательное просторное фойе), чувствовали себя неуютно. Многие откровенно жалели о старом здании.
Актеры покрывались инеем
Со сценой, в конце концов, свыклись, но вскоре обнаружились другие огрехи проекта. Так, в театре не оказалось актерского фойе, а попросту говоря - курилки. Только длинный коридор и узенькие, маленькие гримерки.
Рассказывает директор краевого театра драмы Владимир Мордвинов:
- Главный конструктивный недостаток нашего здания - отсутствие административного корпуса. Он был в проекте, но 30 лет назад здание сдавалось в большой спешке, поэтому его не построили. Со стороны Социалистического проспекта предполагалось построить трехэтажное здание с кафе, обзорной площадкой на крыше, с театральными гаражами, малым конференцзалом и кабинетами для администрации. Этот корпус должен был соединяться с основным зданием театра. Но его нет. И нам очень не хватает помещений для обслуживающего персонала. Нет и гаражей.Транспорт театра, а это два автобуса и "Волга", уже который год стоит на улице, под небом голубым... Другой недостаток в том, что проект здания разработан явно не для Сибири. Театр построен из стекла и бетона, поэтому в фойе - лютый холод. А на сцене шесть лет назад зимой было всего 4 (!) градуса тепла. Актеры репетировали в фуфайках, они инеем покрывались! 9-этажная надстройка над сценой забирала все тепло. Два года назад, правда, мы эту проблему решили и теперь на сцене нормальная температура.
Нынче тоже есть победа - тепло пришло в гримерки. Теперь в них есть батареи. По проекту же были предусмотрены только две трубы и никаких радиаторов. Кроме того, спустя 28 лет в театре наконец-то появилась горячая вода. Чтобы смыть масляничный грим, актеры многие годы использовали подручные средства - вазелин, например. Не было возможности и принять душ.
Требуется реконструкция
По словам Владимира Мордвинова, сегодня тридцатилетнему зданию театра требуется генеральная реконструкция. Но денег на нее нет, поэтому ремонтируют прежде всего то, что уже не может ждать. Так, к концу нынешнего театрального сезона планируется установить импортные душевые. - Будем ремонтировать гардероб, - делится Владимир Мордвинов. - Он станет закрытым, из фойе увидеть пальто будет невозможно. Сделаем закрывающиеся окошки с подсветкой. Заведем новые тройные крючки, чтобы отдельно повесить пальто, пакеты с обувью и головным убором. Будет VIP-гардероб - отдельное окошко для очень дорогой одежды. Сегодня мы получаем массу нареканий от богатых людей - они хотят, чтобы их пальто аккуратно висело на плечиках, а рядом не было грязной фуфайки. Новый гардероб начнет работать в начале следующего сезона.
А еще директор театра очень гордится отремонтированным женским туалетом. Как никак, а 17 кабинок с современной сантехникой, большие зеркала, дамская комната! Еще несколько лет назад туалет для дам был в безобразном состоянии и никак не мог обслужить всех желающих. В антрактах перед ним выстраивались такие очереди, что приходилось продлевать перерыв до 20 минут, при положенных 10 - 15. Актеры за это время выходили из роли...
Многих волнует вопрос, уберут ли настенную живопись в зрительном зале театра драмы? Все-таки, молодые коммунисты в будденовках не совсем увязываются с театральной эстетикой. Однако в ближайшее время "советские люди" останутся на своем месте. Автор этих работ, 87-летний художник из Москвы ни за что не соглашается, чтобы его рисунки ликвидировали. А закон об авторском праве не позволяет пренебречь мнением художника.
Однако, главное, что волнует сегодня директора театра Владимира Мордвинова, это техническая оснащенность сцены:
- По уровню механизации сцены, ее звуку и свету театр находится на уровне 1956 года. Например, у нас работают самодельные прожекторы, которые сделаны из десятилитровых бидонов! Смешно, но на сегодняшний день первая сцена края не оснащена должным образом.
Благодарим за помощь в подготовке материала зав литературной частью краевого театра драмы Ирину Свободную.
На актеров капала краска...
О знаменательном переезде вспоминает народный артист России Дементий Паротиков:
- Шел театральный сезон 1972 года - репетиции, постановки, спектакли. И вдруг нам сообщают, что назначен переезд драматического театра в новое здание. Для нас это было очень неожиданно. В то время мы работали над спектаклем "Салават Юлаев", и я репетировал в нем заглавную роль.
Все оформление спектакля было сделано на старую сценическую площадку. Когда же мы увидели новую сцену, мы ахнули. И сразу забили тревогу. Сказали, что не готовы, предложили открыть новое здание другим спектаклем. Нам было отказано: "В новый театр нужно переходить только с новой постановкой. Приедет министр культуры, центральное телевидение, это событие будет широко освещаться." Такая вот помпа.
Что оставалось делать? В здании еще шли ремонтные работы. Можете себе представить - голый зал, сиденья-то в нем есть, но нет никаких деталей, говорящих о театре... Я помню первую репетицию в такой обстановке. Женщины-малярки на высоте 10 - 15 метров переговаривались, смеялись... Но этого мало!!! На нас капала краска с их кистей! На освоение здания нам дали около двух дней. Этого времени было недостаточно, чтобы адаптироваться. Мы не могли проверить, слышат нас зрители или нет. Все это показал первый спектакль, который все-таки состоялся. Зрительный зал был забит. Присутствовал первый секретарь крайкома Георгиев, весь партийный "генералитет", журналисты.
Собралась вся эта публика и, представляете, нет кулис! Влево и вправо просматривается весь планшет сцены. Зрителя это отвлекало, он видел то, что не должен был видеть. Кроме того, было чисто актерское ощущение, что я очень громко говорю, посылаю текст в зрительный зал - так, чтобы меня понял даже балкон, - но все равно мои слова никто не слышит. Звук уходил как в вату. Он распространялся по огромной сцене, улетал ввысь и просто терялся...
Только факты
Площадь краевого театра драмы - 3459 кв. м. В театре 4 рабочих и 14 технических этажей. Над главной сценой возвышается 9 этажей. Театр драмы - самое большое государственное здание в крае.
В театре три сцены - главная, малая, камерная. Малая сцена рассчитана на 48 зрителей, камерная - на 148. Когда представление идет в камерном кругу, зритель сидит прямо на сцене.
Главная сцена 14,5 м. в ширину, 7,5 м. в высоту, 32 м. в глубину В зрительном зале 852 места плюс 36 мест подставного ряда. Ложи рассчитаны на 24 зрителя.
В труппе театра 47 актеров. Все они размещаются в 16 гримерках.
Для производства спектаклей в театре работает 14 цехов.