– Год назад я подумал: есть у нас царь-ваза, царь-пушка, царь-колокол… А почему бы не сделать царь-блюдо?– рассказывает Николай.– Чтобы начать работу, требовалась хорошее липовое дерево. Московский товарищ Павел Петров в подарок за мою картину с видами старинных улиц Барнаула прислал великолепное липовое бревно. Когда я стал снимать с него кору, то даже обнаружил под ней старинный гвоздь, он теперь у меня хранится как раритет.
После того как форма будущего блюда была готова, художник стал наносить рисунок. Это заняло более двух месяцев.
– Кудринская техника особенная. Там свои вихри и ритмы, – поясняет Клековкин. – В рисунке кружились и цветы, и стебли, и птички, и бабочки, и важно было, чтобы они с картины "не улетели", чтобы она не рассыпалась. Бывает, придешь утром и видишь, что вылетел кто-то из общего потока...
В процессе нанесения резьбы начались другие фокусы.
– Рисунок может быть идеально закруглен, однако берешься резать и вроде четко делаешь по кругу, но вдруг в объеме завиток получается поломанным. И начинаешь по новой...
В июле на блюде уже царил волшебный сад. Работа потихоньку двигалась к завершению. Но однажды утром Николай Клековкин почувствовал недомогание.
– Приехавшие врачи "скорой", как и все мои гости, сначала минуты две, как загипнотизированные, рассматривали мое блюдце, – улыбаясь, вспоминает собеседник. – Потом спохватились: "Где больной?" Работу тогда пришлось прервать... Блюдо целый месяц ждало, когда я оклемаюсь после болезни.
Когда же в первых числах сентября Николай Клековкин принес свое царь-творение в выставочный зал Союза художников, народ ахнул.
– Эта работа поражает не только масштабом, – говорит Сергей Мозговой, скульптор по дереву. – Но и филигранной техникой, четкой продуманной графикой, изящным вплетением всех элементов, нежным и грамотным лакокрасочным покрытием. Как в музыке нота к ноте, так и здесь линия к линии – плавные, певучие. Более восхитительного изделия в этой технике я лично не видел.
Справка
Абрамцево-кудринская резьба – художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел.
В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта первоначально небольшая мастерская и легла в основу будущего промысла.