Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Как в Барнауле пройдет международный фестиваль "Libertango" в этом году?

Как уже сообщал altapress.ru, 7 марта в столице Алтайского края откроется IV-й международный фестиваль-конкурс "Libertango". Спустя три года гостеприимный Барнаул вновь встречает на своей земле музыкантов, исполняющих музыку выдающегося композитора XX века Астора  Пьяццоллы, 90-летний юбилей которого будет отмечаться в мире в эти весенние дни.

Как и раньше, мартовская музыкальная атмосфера нашего города будет напоена страстными мелодиями танго – мелодиями Надежды, Веры и Любви. На концертной эстраде в бескомпромиссной творческой борьбе сойдутся около ста  молодых и опытных музыкантов, которые  вынесут на суд слушателей и представительного жюри свои художественные интерпретации, отражающие новый взгляд на современное исполнительское искусство. Барнаул в очередной раз становится магнитом, притягивающим к себе людей талантливых и неравнодушных.

Специально для altapress.ru преподаватель Алтайского государственного музыкального колледжа Андрей Галошин задал несколько вопросов арт-директору фестиваля Сергею Кузнецову.

- Сергей Григорьевич, накануне открытия "Libertango" как вы, "прародитель" этого музыкального состязания, оцениваете положение дел с его составляющими? Ведь конкурс – это многогранник, в котором все его стороны значимы и важны. Но, для того, чтобы алмаз стал бриллиантом, необходимо за оставшееся время приложить максимум усилий. Начнём, пожалуй, с главной составляющей –  творческой. Что ждёт слушателя, какие встречи и открытия новых имён нас ожидают?

– Давайте сначала - о "старых"  именах. К нам в очередной раз (уже пятый, за последние три года) приезжает выдающийся украинский композитор и баянист Владимир Зубицкий, который вновь возглавит работу жюри.

Что особенно приятно, среди участников состязания  есть несколько имен, запомнившихся барнаульцам  по 2008 году. Это - лауреаты 1-го конкурса: ансамбль им.Будашкина из Читы, дуэт Альянс" из Самары (превратившийся теперь в трио "Астория"), джазовый домрист Алексей Александров из Новосибирска (на этот раз выступающий не только в ансамбле, но и в сольной номинации).

Специальные гости фестиваля – победители прошлогоднего 3-го "Libertango" в Италии – "Esse - квинтет" из Санкт-Петербурга. Ребята, движимые самыми благородными чувствами, считают долгом выступить на родине Юрия Крамаря – своего руководителя, основавшего ансамбль и безвременно ушедшего год назад.

- А кого из новых участников конкурса можно отметить, ведь вы знакомы с записями отборочного тура?

- К счастью, на этот раз я избавлен от необходимости выставлять баллы и решать судьбу призовых мест (как на предыдущих конкурсах в Италии) – в жюри десять высококлассных музыкантов. Поэтому имею  право представить тех исполнителей, которые, по-моему, могут реально бороться за победу. Это – квартет из Москвы  “Solo Tango Orquesta” со своим великолепным  бандонеонистом  Иваном  Таланиным,  который выступит и в сольной номинации. Это - квинтет "Аллегро", филармонический коллектив из Элисты. Ну, и конечно же гости из-за океана – квинтет "Entretango" из Мехико и фортепианный дуэт "Guevara- Zhelezova" из Нью-Йорка.

- Что за концерты ждут публику? Будут ли в них традиционно выступать большинство членов международного жюри, которое удвоилось по сравнению с 1-м конкурсом? Расскажите об этом поподробнее.

– 7 марта в филармонии откроется фестиваль "Libertango". В сопровождении оркестра "Сибирь" будет петь обладательница уникального по диапазону и тембру контральто Наталья Пфаус из Базеля. В 1-м отделении прозвучат шедевры классики и русские романсы, а все 2-е отдано танго.

9 марта там же  состоится концерт под названием "Аве Мария" еще одного члена жюри конкурса - органиста Петера Лаутербаха из Штутгарта. Его выступление начинает  филармонический цикл концертов "Органисты европейских соборов", и мы  благодарны руководству филармонии за сотрудничество.

10 марта в музыкальном колледже торжественно откроется сам конкурс. В концерте в сопровождении оркестра "Сибирь" выступят члены жюри, а также лауреаты предыдущих конкурсов.

11 марта, там же, в день юбилея Астора Пьяццоллы впервые в Барнауле выступит камерный оркестр Новосибирской консерватории. Солировать с ним будут: один из лучших европейских бандонеонистов Чезаре Къякъяретта (Италия) и профессор Новосибирской консерватории скрипачка Марина Кузина.

12 марта выступают ансамбли – лауреаты предыдущих конкурсов: "Esse - квинтет", им.Будашкина, "Астория", "Entretango".

13 марта утром - публичный Финал конкурса во всех трех номинациях (солисты в сопровождении оркестра "Сибирь", ансамбли, оркестры – по видеозаписи). Вечером в театре Драмы им.В.М.Шукшина  - Заключительный концерт.

- На этом все закончится, и можно будет наконец-то  расслабиться?

– Ничего подобного! Мы посчитали большим расточительством не "использовать" такую "армию талантов".  Поэтому, благодаря гастрольному Центру Олега Мезенцева, который тоже входит в жюри, удалось организовать выступление победителей конкурса в Кемерово и Томске. А 16 марта  на сцене Большого зала Новосибирской консерватории состоится уникальный по составу концерт. К ним присоединятся еще и три оркестра: камерный консерваторский, эстрадный Новосибирской филармонии и "Сибирь" - главный организатор фестиваля. Если добавить к этому, что некоторые произведения Пьяццоллы и Зубицкого впервые в мире прозвучат "смешанным" составом, то…

- …то новосибирцы не будут в большой обиде? Ведь накануне у них выступят и бандонеонист Ч. Къякъяретта, и органист П.Лаутербах. Можно себе представить, каких трудов стоит все это организовать! Сергей Григорьевич, вы вместе с "Сибирью" начали проводить фестивали еще при жизни основателя оркестра Евгения Ивановича Борисова, и назвать вас начинающим организатором уже нельзя. Скажите, что-то изменилось в фестивально - конкурсной  "кухне" за эти годы, или вам по-прежнему приходится бороться с "ветряными мельницами"? Опыт помогает?

- Да, действительно,  начиная с 2003 года регулярно в марте в Барнауле проходят либо фестиваль баянного искусства "Сибирские встречи", либо музыки Астора Пьяццоллы "Libertango", три года назад  нам удалось провести международный конкурс. Главная проблема тривиальна и скучна -  отсутствие необходимых финансовых средств. Государственный оркестр  "Сибирь" им.Е.И.Борисова, перешагнувший свой 20-летний рубеж и признанный не только в Москве, но и в Европе, все еще не "удостоился"  своего Концертного зала. Нет у нас и транспорта для  вывоза "музыкальной продукции" за пределы родного города и т.д., и т.п.

- Но ведь после 1-го конкурса, с таким триумфом прошедшего в Барнауле в 2008 году, "лед должен был тронуться"?

- Возможно, он бы и тронулся, или хотя бы треснул, но…Пресловутый кризис отразился не только на размере финансовой помощи международной организации "Libertango", президент которой Дитер Мюллер даже впервые в жизни посетил три года назад из-за конкурса Россию. Редким местным "Третьяковым и Морозовым" тоже стало – не до меценатства. Мы подавали заявки на федеральный и краевой гранты, но, увы… Государство, декларирующее поддержку культуры в регионах, на деле ставит свои учреждения в сверхжесткие рамки, обставляя "красными флажками" со всех сторон и не позволяя даже чудом заработанные средства потратить, к примеру, на призовой фонд конкурса. К чему приводят подобные "правила игры", видно, хотя бы, на примере недавних событий в краевой филармонии.

- Есть разные мнения о цене билетов на фестивальные концерты,  которые,  кстати, начали активно раскупаться с середины января. От – "очень дешево", до – "не по карману".

– Да, цены на самом деле очень разные, а на заключительный концерт доходят даже до  одной тысячи. Но, дорогие товарищи и граждане земляки, ау!  Мы уже давно живём не при советской власти, когда государство всерьез поддерживало академическое или народное музыкальное искусство. И концерты на стадионах эстрадных групп за 3 рубля позволяли услышать симфонический оркестр за 50 копеек…  В этом были и свои перекосы. Например, виолончелист Мстислав Ростропович и аккомпанирующий ему баянист Юрий Казаков получали за выступление одинаковый гонорар. Кстати, был такой забавный эпизод во время одного из их выступлений в сельском клубе целинного Алтая около полувека назад. После исполнения очередного классического шедевра один из "ценителей" прекрасного не выдержал и взмолился: "Милый, пилку-то  брось, дай гармонь послушать!"…

-  Возможно тем,  кто хочет посетить фестивальные концерты, стоит уже сейчас позаботиться о билетах, ведь завтра, учитывая ограниченность посадочных мест наших залов, их может уже просто не быть? А настоящим джентльменам, мужчинам Барнаула, можно подарить своим возлюбленным к 8 марта вместе с  цветами билет на "Libertango" и устроить запоминающийся надолго tango-вечер.  Кстати,  некоторые мои друзья уже так и поступили… Есть, все же  кто-то из местных ценителей искусства, кто смог оказать вам реальную помощь в подготовке такого масштабного проекта?  Можете их назвать?

– Да, конечно, мир – не без добрых людей. Особая наша благодарность  генеральному директору  ОАО "Алтайский Дом печати" Николаю Теодоровичу Герцену, выпускающему прекрасный цветной буклет конкурса, директорам: филиала ВГТРК "ГТРК "Алтай" Олегу Николаевичу Говорщенко, давшему "зеленый свет" рекламе,  Алтайского краевого театра драмы им.В.М.Шукшина Сергею Анатольевичу Медному за помощь с транспортом, Алтайского государственного музыкального колледжа  Светлане Ивановне Прокофьевой, магазина "Музыкальный Арсенал" Андрею Сергеевичу Савенкову, а также Сергею Грантовичу Хачатуряну и многим другим, установившим специальные призы победителям. Без этой помощи фестиваль  вряд ли мог бы состояться.

- Итак, ровно через месяц знаменитая тема Астора Пьяццоллы "Либертанго" возвестит о начале конкурса. Что бы Вы хотели пожелать нам всем накануне его торжественного открытия?

- Праздничного настроя и  побольше оптимизма с "патриотическим оттенком"!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии