Режиссёр: Андрей Кавун
В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев
На дворе 1995 год. Экипаж российских лётчиков из пяти человек: командир (Александр Балуев), второй пилот (Владимир Машков), штурман (Андрей Панин), бортинженер (Богдан Бенюк) и радист (Александр Голубев) на сверхбольшом самолёте Ил-76 перевозят груз из Стамбула в Кабул. На борту гуманитарная помощь – оружие, патроны и прочие смертельно-полезные вещи для бедных и дружелюбных афганцев. Однако по накладным всё это богатство числится как амуниция. Приближаясь к Кабулу, на горизонте появляется единственный талибский военный самолёт Миг-21. Под угрозой уничтожения российские лётчики вынуждены совершить экстренную посадку в городе Кандагар. Их берут под дула автоматов. "Это ваше оружие?" - спрашивает один из талибов. "Нет-нет, амуниция, это гуманитарная помощь…" - отвечает командир экипажа. Все попытки как-то договориться оказываются безуспешными, экипаж и самолёт берут в плен. В нём они пробудут страшных 378 дней. Пока не сбегут на собственном же самолёте.
Эта удивительная и захватывающая история с захватом и возвращением из плена, что самое интересное, произошла на самом деле. Тогда в 1996 году государственные СМИ со всех экранов и газет писали о семи (в реальности лётчиков было именно столько) русских мужиках, о которых напрочь забыло государство. Все попытки с российской стороны договориться с талибами заканчивались провалом. Отчаявшись ждать помощи, экипаж захватил собственный самолёт и вернулся на Родину. Приземление в Казани, цветы, овации. Потом этим ребятам Борис Ельцин вручил медали за мужество и достоинство. А вот кино про экипаж почему-то снимать не спешили (именно "Экипаж" должен был называться фильм, но Андрей Кавун побоялся всякого сходства с картиной Александра Митты). Отечественное кинопроизводство на тот период представляло нечто вроде огромной свалки. Кино снимали вчерашние звукорежиссёры, операторы и осветители. Сделать добротный боевик практически не было финансовой и творческой возможности. А вот сегодня такую многомиллионную картину запросто можно не только снять, но и выгодно продать на Западе (фильм вышел и за рубежом).
Итак, собрать все детали реальной истории воедино, завернуть в добротный боевик было доверено молодому режиссёру Андрею Кавуну. Несколько лет назад Андрей поставил довольно бессмысленный, но по-голливудски снятый экшн "Охота на пиранью". Но "Кандагар" – это не просто история о крутом Машкове и злом Миронове. Кино могло бросить из крайности в крайность. Оно могло стать банальной патриотической клюквой, простой реконструкцией событий, но к моей огромной радости из потенциального боевика всё это вылилось в серьёзную психологическую экзистенциальную драму. Основным вопросом и мотивацией для героев стала не любовь к державе, а сохранение жизни и возвращение к родным и близким. Персонаж Балуева, например, каждый день пересматривает семейный фотоальбом, хохол Богдан Бенюк спешит увидеть внука, родившегося за время плена. Каждый день ломает, хочется домой. Кроме футбола развлечения нет. Сдают нервы. Домой, домой, домой… Пару раз героев пытаются убить, но что-то или кто-то этому мешает. Оказавшись в чужом и незнакомом мире, отчаявшись ждать спасения, некоторые из наших лётчиков решают принять ислам. Взамен – надежда на освобождение. Персонаж Балуева говорит, что это не спасёт. Они и мусульман убивают тоже.
Режиссёр показывает два разных мира. Бескрайние мрачные просторы Афганистана и чистое светлое небо, в которое улетают герои в конце фильма. Найти общий язык у арабов и православных не получается. Мы женщин за измену у всех на глазах не казним. А они - да.
В итоге, история о войне, в которой сама война и героизм оказываются на заднем плане. На переднем – желание выжить любой ценой. В одной из сцен западная журналистка спрашивает у лётчиков, мол, скучают ли они по России. "Мы (пауза)... Мы – и есть Россия!". Выходит, наша страна представляет собой сплоченный дружный коллектив, который пытают, мучают, а он не сдаётся. Встаёт с колен, побеждает врагов голыми руками и улетает в небо. В большое, чистое и светлое… будущее (единственный спорный момент в картине).
И Машков, конечно же. Его игра уже заслуживает того, чтобы идти в кино. Однозначно.