Вера и пустота
Когда в 33 года я занялся живописью, это увлечение перехлестнуло все остальное, я отодвинул даже кинематограф, хотя меня по-прежнему к нему тянет. Он сыграл когда-то большую роль в становлении моего художественного мировоззрения. Могу вечно пересматривать фильмы Робера Брессона… Он великий, по моему мнению и не только по моему, даже Андрей Арсеньевич Тарковский так считал.
Я выбрал абстракцию, потому что считаю, что нужно углубляться в новые образы. А чтобы возникло что-то новое, нужно отказываться от старого. На открытии выставки "Обломки прогресса" мой друг Антон Черепанов читал стихотворение, и мне очень запомнилась последняя фраза: "Это новое духовное искусство".
Моя вера очень помогает мне в моем творчестве. Оно для меня без веры – немыслимо. Я считаю, что все люди верующие, просто не все это признают. Вера необязательно православная – вера может быть просто в высший разум, в высший смысл. Ну а человек искусства не может быть неверующим – иначе он будет создавать пустоту. Художник же призван заполнять пустоту.
Когда я пишу картину, я не вижу, что получится в итоге. Это путешествие. Это как духовный поиск, как молитва.
Любимые картины
На выставке "Обломки прогресса" есть картина, которая выражает мое отношение к искусству и жизни. Это картина "Небесное и земное". В ней использованы натуральный песок и травы Алтая. Здесь изображена моя родина. Моя земля, в которой лежат мои предки и которая меня кормит. Небесная часть картины – пиксельная. Если отойти на 50 метров, то эти пиксели сольются в облака. Пиксели выбраны, потому что нашей человеческой логике непонятен небесный замысел. И никогда не станет понятен. Я выразил непостижимость небесного замысла. И одинокое дерево – это моя фигура.
Две вещи – "Неизвестный объект" и "Одиночество простых чисел" – любимые картины. Они похожи по композиции, но отличаются по цвету. Я закончил их только вчера и понял, что они любимые.
Доходы и расходы
Пока мое творчество не приносит дохода… Пока. Некоторые люди говорят, что я выставляю свои картины по слишком низкой цене, что на самом деле стоят они намного больше. Но продаж нет. Потому что нет продаж в Барнауле ни у кого. В свое время я перепробовал много профессий – от токаря, воспитателя детского дома, DJ на ночной дискотеке до художника-портретиста по камню, руководителя мастерской по изготовлению памятников. И вот сейчас у меня есть финансовая возможность заниматься любимым творчеством. Все мои картины дома, в мастерской. Они идеально вписываются в интерьер, согревают. Современное искусство в основном деструктивное и агрессивное. А я – за искусство теплое, ищущее новые формы.
Было редко, что я создавал картину, чужеродную мне. Такое бывает у всех художников. В таких случаях я писал на ней же другую картину либо выкидывал. Неудавшиеся работы не сохранял.
Прогресс как он есть
В августе 2011 года на Алтае упал космический корабль "Прогресс", обломки его не были найдены. Мне захотелось эти обломки воплотить в материальном виде. Это моя фантазия.
Когда я начал делать нечто похожее на обломки космического корабля, то понял, что в названии выставки слово "прогресс" необходимо писать с маленькой буквы и смотреть на всю тему шире. То есть не только как на обломки одного космического корабля, но и вообще на то, что наше общество пришло в какую-то новую стадию развития: на базе заводов и фабрик открываются торговые центры, а оборудование, которое раньше там было, – станки, механизмы – отправляются на переплавку.
Когда работники создавали эти механизмы, они не заботились о красоте, не думали о том, что какой-то художник будет смотреть на эти механизмы, как на некие артефакты. А я смотрел и находил в обломках этих механизмов неповторимую абстрактную форму, которую я использовал в своих работах, то есть симметрично отражал, преобразовывал, вносил в какое-то новое пространство, разделял на линии, добавлял фактуры, и появлялись новые художественные знаки и символы вот этого былого прогресса.
Это дало мне повод. Я беру фрагмент, начинаю работать, дальше совершенно отстраняюсь от этой промышленной конструкции и становлюсь наблюдателем – чтобы материал (краска, холст, объект) сам диктовал мне дальнейшие действия. Я вижу, когда сам материал "просит" чего-то, например, добавить линий или другой слой краски, я просто делаю это.
Экспозиция абстракций Павла Бежацкого открыта до 6 июня. Увидеть произведения автора можно в галерее современного искусства "Проспект" по адресу: пр. Ленина, 39.
Жанна Заковряшина