Наши: царевна-то царевна, но все же лягушка
Наши "Куклы" показали два спектакля: волшебную сказку "Царевна-лягушка" и "Тридцать три счастья" по пьесе Олега Богаева. Оба были очень тепло встречены зрителями. Судя по закулисным разговорам, многие кукольники, решая судьбу приза профессиональных симпатий, отдали свои голоса Дильбаре Скомороховой, "вдохнувшей жизнь" в Бабу-ягу. Много комплиментов услышала Лидия Павлова, в исполнении которой Василиса услаждала публику пением. Высоко был оценен профессионализм Ирины Нефедовой, игравшей главную роль в "Тридцати трех счастьях". Две актрисы театра, отдавшие ему по три десятка лет, - Ольга Кравченко и Ирина Нефедова - награждены почетными дипломами "За служение театру".
Людвигу Устинову, заслуженному деятелю искусств России и Хакасии, постановщику обоих спектаклей, показанных "Сказкой", как раз во время фестиваля исполнилось 70. Ему было вручено благодарственное письмо Координационного совета по культуре Межрегиональной Ассоциации "Сибирское Соглашение". Весь зал стоя, долгими овациями приветствовал патриарха сибирских кукольников, который за долгую творческую жизнь успел оставить свой след едва ли не во всех театрах, съехавшихся на фестиваль. Однако у большого опыта есть и обратная сторона: жюри заявило, что эстетика обоих спектаклей - это эстетика прошлых десятилетий.
Впрочем, теперь Людвиг Устинов сложил с себя художественное руководство театром и "Сказка" вновь осталась без главного режиссера. Это значит, что директору Галине Шнайдер вновь придется рыскать в поисках режиссеров на разовые постановки, а до тех пор репертуар будет формироваться стихийно.
Соседи: волшебный Конек и пушкинские рисунки
Фестиваль показал, что театр кукол отнюдь не доисторический аналог мультиков, не развлечение для самых маленьких. Кукла способна выражать даже самые сложные философские мысли.
Томск. В "Маленьких трагедиях" томского театра "Скоморох" на сцене действовали куклы, с которыми актеры сосуществовали в одном образе, передавая происходящее не только пластикой кукол, но и собственной пластикой, мимикой. Когда страсти накалялись, кукла откладывалась в сторону и актер действовал уже сам, что называется, живым планом.
Братск. На прошлом фестивале этот театр показал чрезвычайно слабый спектакль и был приговорен жюри едва ли не к уничтожению. У нынешнего спектакля "Конек-горбунок" огрехи тоже есть. Но благодаря художнику Артуру Вольховскому в "Коньке" создана по-настоящему сказочная атмосфера волшебства и чуда. Особенно всех впечатлила белая кобылица, неожиданно при свете молнии вставшая перед Иваном на дыбы на охраняемом им поле. Решение жюри дать приз театру именно за этот эпизод показалось естественным и бесспорным. Приз профессиональных симпатий и приз прессы, присуждаемые на фестивале тайным голосованием, достались Артуру Вольховскому.
Улан-Удэ. Главный приз фестиваля - за художественную целостность - получил спектакль "Птица-лебедь", поставленный по бурятской легенде. Просто осязаемый мир народного мифа, незнакомой, но завораживающей культуры заставил затаив дыхание следить за бесхитростной, в сущности, историей.
Кемерово. Жаль, что не досталось приза "Евгению Онегину", решенному оригинально и остроумно, - наверное, и Пушкину понравилось бы. Белые бумажные силуэты, напоминающие пушкинские рисунки на полях рукописей, и четыре девушки, с упоением читающие роман и играющие бумажными куколками. Яркие образы, живописные картины - а на сцене нет ни одного цвета, кроме белого и черного.
Живут же люди…
Новое здание омского кукольного театра стало первым эстетическим впечатлением для всех участников фестиваля - и не менее сильным, чем иные спектакли. Два зала (один на 250 мест, другой - на 130), световая аппаратура и оборудование сцен - такие, что многим столичным театрам не снилось. Зрительская зона в малом зале: ее пол состоит из квадратов, каждый из которых может быть поднят на заданный уровень. При традиционной организации спектакля легко создать амфитеатр, поднимающийся от первых рядов к задним. А если режиссер захочет, то из этих квадратов можно сотворить сцену в любом месте, хоть посередине зала. Зимний сад, где среди пышной зелени живут питон, говорящий попугай, а в искусственном водоемчике шныряют тритоны. Музей, колодцем пронизывающий все четыре этажа театрального здания и хранящий кукол из самых памятных спектаклей. Детям разрешают этих кукол трогать, во время экскурсии объясняют, чем отличается тростевая кукла от перчаточной, как действует марионетка – неназойливо преподносят театральную азбуку.
На лестницах два ряда перил: одни на стандартном уровне, другие – в два раза ниже, так что удобно держаться пятилетнему ребенку. Особенно умиляет, что в туалете (извините за прозаизм, но, начавшись с вешалки, театр продолжается и там тоже) рядом с привычными раковинами расположена еще одна, в полуметре от пола. В буфете установлен большой экран, на который транслируется происходящее на сцене - так что, усадив ребенка в зале, родители могут, неторопливо попивая кофе, наблюдать, что за зрелище смотрит их чадо. Впрочем, крепче кофе им тут ничего не предложат.
Омский театр на среднестатистический не похож совершенно. В кабинетах, артистических уборных, репетиционных залах и даже коридорах все так же светло, красиво и изящно. Дизайн актерского буфета может поспорить с дорогими кафе. Главный шок - это зал с полутора десятками тренажеров, скромно названный "Комната психологической разгрузки"…
На сверливший всех вопрос "Откуда все это?!" ответ был дан на пресс-конференции: правительство Омской области, помимо всех национальных проектов, имеет собственное приоритетное направление под названием "Культура", на него традиционно тратится 6% областного бюджета. В этом месте завистливо присвистнули буквально все руководители театров, и, что греха таить, патриотические чувства к малой родине поколебались не в одной душе.
Справка "СК"
Фестиваль кукольных театров - проект Товарищества театров кукол Сибири. Он кочует из города в город. На этот раз фестиваль проходил в Омске. Так театр "Арлекин" праздновал 70-летие и новоселье. В Омск съехались коллективы из 15 сибирских городов, гости из других регионов страны.
Какой будет новогодняя сказка?
На ближайшую постановку - новогоднее представление - режиссер в наш кукольный театр уже приглашен. Это Ольга Гущина из Новосибирска - на фестивале она показала свой совершенно фантасмагорический "Сон в летнюю ночь". По ее замыслу, новогодний спектакль на алтайской сцене должен стать не менее ярким, волшебным, завораживающим зрелищем. Однако Гущина мыслит категориями Новосибирского театра, и для воплощения задуманных ею эффектов необходимо световое оборудование, которым Алтайский театр кукол не располагает. Значит, либо наши дети увидят "уцененное" чудо, либо постановка не состоится вовсе.
Наталья ЮМАШЕВА.