Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Любовь Норгелене: "Айгор Поуз показывает нам Барнаул таким, какой он есть"

20 июня в Государственном художественном музее Алтайского края состоялась презентация фильма Айгора Поуза "Говорящий Образ. Алтай. Лето 2011".

Фильм-сюрприз! Подарок Государственному художественному музею, где почти год назад, 28 июля открывалась впервые в России выставка "Говорящий образ" западноевропейского художника, литератора, музыканта, камерамэна – Айгора Поуза.

И нежданный сюрприз всем нам, кто познакомился с ним, благодаря выставке, мастер-классам, другим мероприятиям и встречам со зрителями. Смею утверждать, что не каждый художник позволит себе преподнести такой дар. Для этого надо владеть не только кистью, но и как минимум – камерой, сценарным и режиссёрским мастерством, техническими приёмами монтажа и идеей. И, самое главное – быть композитором, не только в живописи и графике, каждом кадре этого фильма, но и в своей жизни. Он создал множество фильмов, снятых в Париже, Цюрихе, Брюсселе и вот теперь в их числе "Алтай 2011", посвящённый пребыванию на родине после десятилетий разлуки.

Взрыв вселенной. Изящная рука с пером, и точка на листе, как удар сердца.

"Образы разговорчивее слов"

Мотыльки на бархатистой поверхности акварельной бумаги в полёте создают буквы, формирующие название фильма: "L’Image Qui Parle. Altai. L’été 2011".

Волшебную анимацию в центре композиции замыкает символ бесконечности – круг в образе змеи, кусающей свой хвост. Он же, благодаря вырастающим из него арочным сводам Эйфелевой башни, становится зрачком глаза – самого автора и нашего – зрителя.

Шпиль, устремлённый в небо, часы, так хорошо знакомые горожанам. Барнаул. Теперь этот сибирский город узнают и в западной Европе и в мире. Город с высоты птичьего полёта. Высотные дома и деревянные домишки с бабушками, котами на крышах, таксофоны из прошлого века. И воробышки на горбылях древних заборов, как на нотном стане. Взмах крыльев, - и другая нота.

...Нот этих в фильме множество. С первых кадров мелодия наполняет его пространство, создавая для каждой сцены особое настроение, нанизывая на свой ритм наше всё возрастающее внимание...

Художник показывает Барнаул таким, какой он есть. Современные билдинги соседствуют с притулившимися развалюхами, уцелевшие чудом в пожарищах революций деревянные дома – с эклектичной железобетонной геометрией.

В тихих, заброшенных уголках совсем иная жизнь, другое – тягучее, остановившееся время. Художник преподносит нам "город-миф", некое место на планете, где жизнь, незаметной рекой течёт вне реальности. И в то же время, наряду с экзотическим переплетением прошлого и настоящего, в нём происходят яркие события, живут удивительные люди, чей энтузиазм может свернуть горы. Именно их лица включены в фильм. И сколько ещё осталось за кадром.

Погуляв по старинным улочкам города, камера подводит нас к музею. Айгор на фоне афиши, повествующей об открытии его выставки. "Говорящий образ".

Романтический герой

Открытие. Торжественная часть могла бы стать утомительной, но каждое слово превращается в образ. Монтаж экспозиции, картины, афиши и фотографии, публикации на ведущих европейских языках почти дословно иллюстрируют рассказы выступающих, известных в городе деятелей культуры. Перед нами, чаруя своим колоритом, разворачивается полотно самой жизни художника.

Юношеские студенческие годы в Барнауле, Щукинское училище, Парижские презентации Айгора проносятся перед нами, благодаря экспрессивным воспоминаниям не только ведущей, но и сокурсницы Игоря Познякова.

В глазах помнящих его людей, художник неизменно предстаёт романтиком, вечным Дорианом Греем. Человеком, самостоятельно выстраивающим жизненный путь, свою судьбу.

Наш человек в Париже

Ветер странствий, надежды, высоких стремлений наполнял его парус, и корабль плыл по волнам жизни, навстречу несбыточным желаниям, полный творчества и вечного поиска. Такой портрет Артиста рисует перед зрителями научный сотрудник музея, заместитель директора по научно-просветительской работе и куратор экспозиции Т. В. Бондаренко. И всё, что мы видим – картины, буклеты, литературные сборники, афоризмы Айгора, фильмы на презентации, подтверждают этот статус автора. Перед нами действительно свободный художник.

Государственный художественный музей Алтайского края открывал выставку не только "знаменитого земляка", но ещё одноклассника, однокурсника, друга многих, собравшихся в музее. Теплота встречи витала в музейном пространстве. И камера Альфреда Арьевича, отца Игоря Познякова, фиксирует эти прекрасные моменты встречи после десятилетий.

Тут и там – улыбки юных лиц, трогательная реакция бабушек – завсегдатаев выставочного процесса, букеты цветов, выразительные глаза людей всех возрастов смотрящих на произведения. В них удивление, восторг, непонимание, некая настороженность, постепенное проникновение в суть, радость от подобной встречи, весь калейдоскоп эмоций, отсутствие равнодушия. Наконец-то у нас не просто очередное открытие выставки, уже знакомых имён, сводящих зубы тем. А нечто потрясающее воображение: новая техника, которую не разгадать; фантасмагоричность образов, не вписывающаяся в привычное восприятие. Редкая возможность насытиться нездешней энергией, философией, сплавом сна и реальности, познакомиться с другим, опережающим время, эстетическим взглядом. Всё это многообразие не охватить беглым взглядом. Экспозиция по-настоящему раскрывается лишь благодаря вдумчивому вглядыванию и чтению афоризмов автора к каждому произведению...

Вот эту ауру зала и уловила камера в свой объектив, заставляя и нас сопереживать момент знакомства с новым именем, с невероятно интересными, интригующими картинами.

Такая планета существует

Один из выступающих, музыковед М. Т. Стюхин, сказал: "Пять дней назад я ещё не знал, что такая планета, такое явление, прекрасное и побуждающее к сотворчеству существует…" В качестве произведшей на него наибольшее впечатление, он привёл картину Поуза "Рука Судьбы", посвятив философскому аспекту работы своё стихотворение о всевидящем оке провидения. На выступление во время открытия его также сподвигла книга интимной лирики Айгора "Тепло секрета". Благодаря знакомству с которой, родились и другие поэтические строки, прозвучавшие в музее.

Помимо презентации выставки "Говорящий образ" в ГХМАКе в фильм вошли: встреча со зрителями "Особый взгляд" в библиотеке им. Шишкова, подготовленная совместно с французским центром, кадры форума по современному искусству в том же музее и презентация творчества мастера в Ротари-клубе.

Последняя часть фильма – прогулка художника по окрестностям города и путешествие в горы – наполняют видеоряд дополнительной экспрессией, смена впечатлений умножается скоростью, от которой захватывает дух. Автор заново открывает для себя и зрителя места своего детства, древние тропы Алтая.

Мелодия, ритм очень важны для Айгора Поуза. Они выражают не только видение камеры, но и настроение, возникающее и в пути, и во время создания фильма. Музыка – такая же важная его часть, как картины и образы.Немаловажная деталь: для начала фильма и для его завершения выбрана зажигательная, полная оптимизма и энергии джазовая мелодия с символичным названием – "Возвращаясь домой".

"Говорящий Образ. Алтай. Лето 2011" ч.1

"Говорящий Образ. Алтай. Лето 2011" ч.2

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии