Любовь Шамина,
искусствовед, член Союза художников России, заслуженный работник культуры России:
Поток желающих проститься с Майей Дмитриевной казался нескончаемым. Люди несли и несли цветы, розы, тюльпаны, гвоздики, ландыши, красоту которых она воспевала всю жизнь в своих произведениях.
Траурные слова на кладбище и поминальном обеде говорились искренне, от души, все вспоминали свою Майю, с которой долгие годы общались, дружили, сотрудничали.
К сожалению, уже не осталось тех, кто был свидетелем её приезда в Барнаул, где она появилась в 1951 году после окончания Орловского художественного училища вместе со своим мужем В.Я. Курзиным, членом Союза художников РФ, племянником М.И. Курзина, создателя в 1918 году знаменитого Алтайского художественного общества (АХО).В последние годы она сама в дружеских беседах вспоминала свои ощущения послевоенного Барнаула и, как это умеют делать творческие люди, создавала словесный, красочный и тёплый образ провинциального сибирского города с деревянными домиками, украшенными затейливой резьбой, купеческими особняками. Поразила её огромная, чистая и красивая река Обь с густыми утренними туманами, поразительно яркими восходами и закатами. И всё это она сохранила в первых натурных этюдах, вошедших в золотой фонд творческого наследия Майи Дмитриевны. Так она обрела здесь свою вторую родину, где жила и которую славила всю жизнь.
Свойством её очарованной натуры был бесконечный поиск своей темы, выразительных средств для более глубокой и убедительной передачи многообразия и красоты окружающего мира. В те годы, когда молодая художница начинала работать, особо приветствовалась тематическая картина, и она попробовала себя в создании бытовых жанровых композиций "Набедокурила", "Дружная семейка, "К зиме", "Танины игрушки"… и, казалось бы, всё получалось, и привлекательный выбор сюжета, и умение разместить его на холсте, и живописное решение, но…, что-то не устраивало.
По призыву партии в 70-е годы периодически формировались творческие группы художников, которые направлялись для работы на новостройках, на предприятиях, в районах края. Майя Дмитриевна попадает на Барнаульские производственные комбинаты ХБК и КХВ, где одна из первых в Сибири начинает создавать жанр тематического, социально значимого натюрморта, развитие которого продолжает в Горном Алтае, где знакомится с удивительными изделиями народных мастериц: ткаными поясами и опоясками, расшитыми рушниками и скатертями, интерьерами, расписанными кистевой росписью. Именно тогда в селе Верхний Уймон она написала первую композицию с караваем свежеиспечённого хлеба, который органично разместился среди красот народного творчества. Эта работа "Изба Прова из Уймона" положила начало новому этапу в творчестве художницы, связанному с темой хлеба.
Вершиной её "хлебной" коллекции стало полотно "Алтайский хлеб" (1981), написанное для республиканской выставки "Нивы Алтая", которое стало символом алтайских полей, славило человека труда, творца и созидателя.
После выставки картина осталась в Москве и заслуженно вошла в состав золотого фонда российского искусства ХХ века. Сегодня хлебные натюрморты М.Д. Ковешниковой рассеялись по всему миру, стали гордостью музейных, частных коллекций в России и за рубежом.
Открытием для многих, кто довольно близко был знаком с творчеством Майи Дмитриевны, стало появление в 90-е годы на выставках её авторских портретов. Она никогда спонтанно не выбирала свои модели, чаще всего натура была хорошо знакома и чем-то привлекала. Традиционное решение портрета допускалось, но крайне редко, характеристика образа часто усложнялась, в связи с его необычностью. Чтобы подчеркнуть особенности модели, автор применяла приём мягкого, необидного гротеска. И кто видел портретную галерею Майи, вспомнят великолепные портреты искусствоведов В.В. Сазоновой, Н.П. Гончарик, радиожурналистки Э.Л. Свиридовой, портрет-картину "Альфред", портреты женщин, участников Великой Отечественной войны А.П. Чеботарёвой, Д.А. Кривенко, Л.К. Кондратовой.
И самое главное, что оставила Майя Дмитриевна на этой земле, своё цветочное чудо. Богатство и красота мира сосредоточились для неё в цветах, скромных полевых ромашках, незабудках, колокольчиках, огоньках, лесных ландышах, роскошных пионах, марьиных кореньях. Отталкиваясь от натуры, она создавала настоящие космические миры: "Космос лета", "Осенняя песня", "Песня радости", "Большой светлый натюрморт", "Полевые цветы"…
Прожита большая, интересная, красивая жизнь, оставлено огромное творческое наследие и диву даёшься, как в этой маленькой, хрупкой женщине могла уместиться живая красота огромного мира, обласкана и поднята творческим волшебством на невероятную высоту. И этот значимый след на земле ещё предстоит осознать и оценить по-настоящему.
И пусть будет вечной светлая память о тебе, наша дорогая Майя Дмитриевна!