Однажды мне посчастливилось побывать на подобном массово-элитном просмотре фильма какого-то немецкого режиссёра. Господа-интеллектуалы, увы, были со мной не очень милы, во взгляде читалось недоверие: "А достойна ли она быть здесь?". Меня посадили в угол, не дали попкорн, прочитали предпросмотровую лекцию о творчестве создателя киношедевра и погрузили всех собравшихся в атмосферу тишины и напряжённости, так как каждое движение и шорох карались грозным разноголосым шиканьем.
Фильм, если честно, мне понравился, а вот последующее его обсуждение - не очень. Все говорили что-то очень долгое, умное, а оттого довольно нудное, и громко спорили вследствие непримиримости к чужому мнению. На этом я и распрощалась со всеми присутствующими и ушла под их неодобрительные взгляды. Дискуссия, как мне потом сказали, продолжалась ещё долго, к консенсусу так и не пришли, несмотря на то, что все спорящие выражали одну и ту же мысль, но разными словами. А я в это время уже наслаждалась Машковым в роли папы Егора Бероева, о чём не жалею!
Больше я на такие мероприятия принципиально не хожу, хотя в клубах авторского кино довольно часто показывают очень интересные арт-хаусные фильмы. Вот, например, "Олимпию" Лени Риффеншталь об Олимпиаде в Германии 1939 года. Хотя здесь всё очень противоречиво. Конечно, хорошая режиссёрская работа, но не стоит забывать о нашем прошлом, всё-таки Риффеншталь - лучший режиссёр нацистской Германии, и мы исторически должны быть с ним по меньшей мере не согласны. Во всяком случае, не возводить пропаганду фашизма в культ и поклоняться ему так, как будто и не было кровавых лет войны, и рассуждать о том, насколько это гениально.
Или, скажем, "Число охотника" из трилогии "Долина смерти". Фильм содержит ненормативную лексику, вернее, он на ней основан. И я не понимаю, зачем смотреть эту картину в компании друзей-интеллектуалов, которые в силу своего воспитания должны вообще краснеть при употреблении таких слов?
И это далеко не всё, я вообще считаю, что глубокий смысл, который скрывается за перипетиями сюжетных линий, каждым отдельным человеком может быть понят по-разному в зависимости от его собственного жизненного опыта. А вот членство в таких клубах, хотя оно и не подразумевает членских билетов, по моему мнению, попахивает духом советского времени и духом современных сект. Вроде как все индивидуальности, а собственного мнения не имеют, прямо-таки идеология какая-то, зато все вместе считают себя огромной ментальной силой и интеллектуальным генофондом России.
Да и вообще, любить искусство нужно вне зависимости от моды. А то сегодня танец живота и авторское кино, завтра сальса и Каббала, а что потом?! Надо найти что-то своё и любить это долго, обдуманно и беззаветно, не мотаясь как маятник из стороны в сторону, из крайности в крайность. А чтобы любить интеллектуальное кино, совсем не нужно собирать вокруг себя огромный круг его почитателей.
Важно просто понимать его, просто так, для себя, а не для того, чтобы сообщать всем встречным томным загадочным голосом, глубокомысленно глядя на них исподлобья, что вчера, дескать, так неплохо посидели в клубе, посмотрели Феллини, и "вааще" всё было модненько, стильненько, гламурненько.
Юлия ДЁМИНА.
Другое мнение
Фарида Габдраупова, поэтесса, член Клуба авторского кино:
- Я считаю, что современное кино, которое показывают на экранах кинотеатров и телевидении, вынуждено быть зрелищным. Тем не менее оно остаётся одним из основных видов искусства и в нём должно проявляться авторское, то есть режиссёрское начало. Авторское кино вовсе не означает скучное кино. Например, работы Романа Поланского очень интересны. У Спилберга тоже есть своё авторское кино, "Спасти рядового Райана", - это интересный, сложный фильм. К сожалению, молодое поколение смотрит фильмы, не оказывающие большого художественного влияния. Но молодёжь должна знать, что кино существует не только для забавы. Очень жаль, что на больших экранах показывают то же, что и на телевизионных. Хотя это зависит от уровня культуры. В клубах авторского кино люди не только просвещаются, но и знакомятся. В них формируется культурная среда, которая становится базисом для развития дружеских отношений