Когда говорят, что лето – мертвый сезон не только для торговли и рекламы, но и для культуры и искусства, говорю: не верьте! Лето, наоборот, самый живой сезон. Потому что летом проходят самые живые культурные мероприятия – фестивали.
Фестивали всем известные – европейские, центрально-российские. Например, крупнейший европейский фестиваль Sziget, уже более десяти лет проходящий на острове Обуда. Место проведения остальных openair’ов для разнообразия меняют: здесь и готический M’era Luna Festival, и Rock En Seine, и английский Reading Festival. Заметьте, все они обычно стартуют в разных числах августа, а некоторые (например, Sonisphere) успевают за одно только лето прокатиться по нескольким странам!
Что такое хороший фестиваль и что нужно для его организации? Как говорят опытные люди – для фестиваля главное идея, которую организаторы доносят до массы с помощью искусства. Да, и еще, конечно, должна быть масса – люди, идеей заражающиеся. Нехватка денег у государства на современное искусство везде в мире, да и во многих регионах России, компенсируется частными вложениями: спонсорскими или меценатскими.
Вот проходят в Горном так называемые "фестивали" клубной и электронной музыки. Тусовка исключительно "для своих". Или фестиваль самодеятельных композиторов на озере Иткуль. Мероприятие в том же роде, что и пресловутый SUNVIBES, только опять же для определенной тусовки.
Я же рассуждаю о проектах куда более массовых и имеющих куда большее значение для всех жителей края. Вот, например, Шукшинские чтения, которые давно уже никакие не чтения, а смесь разных искусств разного качества. Почему бы не превратить все это в Шукшинский фестиваль, где есть место и кино, и литературе, и музыке? Для этого всего лишь нужно перестать привязываться к Шукшину вплотную (все равно из этого мало что выходит). Ну, то есть, не исполнять только народные песни – их, мол, В.М. любил. Или показывать исключительно мега-духовные фильмы – и В.М. был, мол, из таких творцов. Шукшин мог бы быть лишь символом фестиваля современного – как и он сам – искусства.
Или очередной День Города, который я жду не без трепета. Опять толпы слоняющихся без дела граждан, благо, в последние годы менее пьяных. Опять смесь уж слишком простых развлечений с пропагандой хороших властей и хорошей Партии. А что, если превратить День Города в тематический фестиваль – один год детский, другой – женский, третий – юбилейный и т.п. Попытки сделать что-то такое предпринимались, но вяло и малоуспешно.
Люди постарше помнят и до сих пор рассказывают о фестивале "Рок на быстрой реке". Или о Дне молодежи, так популярном в перестроечные времена, где находилось место всем – от новоявленных рокеров до начинающих поэтов. С последним дело особенно туго – была попытка (более или менее удачная) сформировать поэтическую площадку на прошлом Дне Города. Все бы ничего – да вот только журнал "Барнаул Литературный", который все это и организовывал, более не существует… На него, в отличие от очередного Дня Города, денег у властей не нашлось.