Цех этот открылся около года назад благодаря инициативе Александра Шепшелева, заместителя главы администрации города, который ведает вопросами благоустройства и озеленения краевого центра.
Для скульптора Парфенова все началось с несчастного случая, который сам мастер сегодня называет счастливым. Еще два года назад он работал проектировщиком мебели в крупной фирме. Мебель была элитарная и позволяла неплохо зарабатывать. Только вечерами после работы Саша с удовольствием погружался в любимое занятие - изготовление маленьких деревянных скульптур. Когда держишь их в руках, чувствуешь тепло. Саша не выпиливал фигурки, как папа Карло, он видел их в дереве и просто позволял раскрыться. Дома у него целая коллекция собственных миниатюрных скульптур. Когда Парфенов в 2000 году показал их в Японии, японцы, по его словам, были в шоке. Неужели в Сибири сделали то, что могут делать только мастера нецке... Одна из этих фигур сегодня подарена японскому императору.
Но в Японию он ездил не как скульптор по дереву. Это была учебная стажировка - Александр получал второе высшее образование по президентской программе подготовки менеджеров.
- Темой занятий была экономика Японии в изменяющейся среде,- рассказывает Александр. "Эта среда подобна кастрюле, в которой варится лягушка - ваше предприятие, - сравнил один лектор и переспросил: - Вы же знаете, как варится лягушка?" - "Нет!" - хором ответили мы. Тогда он поделился кулинарным рецептом: "Вы бросаете лягушку в холодную воду, потом нагреваете, лягушка, вместо того чтобы выпрыгнуть, продолжает плавать пока не сварится. Так же часто и на предприятии: не изменишь своего поведения - можешь заживо свариться.
В 33 года Саша почувствовал, что может свариться, как лягушка. Не в финансовом, а в духовном смысле.
Когда он серьезно поранил руку на станке, решил: "О, правильно, жареный петух клюнул. Пора. Посвящу-ка я этот год тому, чему должен посвятить давно свою жизнь. И на всю катушку поработаю для города".
О Барнауле сам скульптор говорит с любовью. - Здесь дома, земля, деревья дышат иначе, чем в заасфальтированной Европе. Приняв важное для себя решение, Александр стал ходить по ЖЭУ, администрациям. Говорил, что хочет делать деревянные скульптуры для города. - Есть проблема старых деревьев, невыкорчеванных корней. Зачем их вывозить на свалку, если можно дать им вторую жизнь,- говорил скульптор в кабинетах чиновников. Его хорошо встречали, улыбались, - но воз идей оставался на месте, а воз со спиленными деревьями - на свалке.
- Я поставил перед собой задачу - победить все, что встретится на пути, - рассказывает Александр. Не найдя поддержки у чиновников, он сам пошел во дворы. Высматривал интересные коряги и на глазах изумленной публики превращал их в шедевры. - Когда находишь вещь, которая очень похожа на что-то, чувствуешь, что там уже заключен сгусток энергии, мысли. И уйти от этого уже не можешь. Мощное притяжение. Начинаешь думать, творить и постепенно сам становишься больше, растешь, становишься более виртуозным. Понимаешь, что ты продолжатель творения. Идет седьмой день творения, и все мы или сотрудничаем с Богом, или нет. У каждого личный разговор с Создателем. У меня такой, через творчество. Здесь никто не стоит между нами.
Жители дворов, увидев перерожденные Парфеновым коряги, изумлялись. - Меня захлестнула волна благодарности, - вспоминает Александр. - Целый год я проработал "на старом жире". Содержал сам себя, свою бензопилу и семью. Он в ту пору не получал ни копейки, не знал, что будет дальше. Никто ему в ту пору не помогал. - Больше того, - говорит Александр, иногда вставляли палки в колеса. Однажды корни, которые я отобрал для работы, взяли и увезли на свалку, несмотря на то, что я просил оставить. Было очень трудно приучить людей к мысли, что корни - это больше, чем дрова и мусор.
В прошлом году мастера пригласили в городскую администрацию. Попросили сделать фигуру для зеленого уголка на пересечении Ленина и Чудненко.
- То, что он сделал, нам понравилось, - говорит Александр Шепшелев, замглавы, - и мы пригласили Александра еще поработать.
- Моя барышня, что стоит на пересечении Чудненко и Ленина, держит в руках книгу, - рассказывает Александр. - Мне говорили: зачем ты даешь в руки книгу, там тысячи людей проходят. Все разрушат, матами испишут. Сегодня там действительно пишут? Но вот что: "Сережа, я очень тебя люблю", "Братаны, не кидайте друг друга". Нет ни одного матерного слова. Плакать можно. В этой фигуре мощный заряд доброты.
Его скульптуры действительно добрые. Для каждой у Саши своя визитная карточка. Вот как, например, он представляет верблюда, родившегося из старого клена. Верблюд. Пятиногий, необыкновенный. Создан случайными усилиями любителей генетиков-дендрологов смешением генов верблюда и клена. Сбежав из лаборатории в раннем возрасте, прижился в кленовой роще и очень долго рос как дерево. Отсюда привычка замирать и подолгу стоять в неподвижных позах. В 2002 году замечен, пойман и приручен Александром Парфеновым.
А вот визитная карточка уникальных Парфеновских кресел. Сделаны они из перевернутых капокорней клена, пронизанных непроросшими почками, которые, пробиваясь друг через друга, с каждым годом и десятилетием образовывали все более толстый ствол и все более экзотическую поверхность, похожую на шкуру морского животного.
Сегодня в необычном цехе ждут десантирования в Барнаул несколько уникальных скульптур. Среди них забавная обезьяна, у которой из-за пазухи выглядывает ее маленький детеныш, распустившая хвост лошадка, задумчивый старец. Недавно привезли корягу, в которой Саша сразу увидел льва.
Утро Парфенова начинается с того, что он едет на вырубку старых деревьев и отбирает материал для себя. Сегодня Саша получает зарплату 2500 рублей. -_Вообще, мы планируем сделать этот участок хозрасчетным, - заметил Александр Шепшелев. - Работа скульптора, конечно же, должна быть достойно оплачена.
Кстати, по словам экспертов, стоимость подобных работ по госрасценкам - более миллиона рублей. - У нас, конечно, таких денег за них никто не заплатит, - заметил Парфенов. - Но хочется, чтобы уж не издевались.
Как и многие творческие люди, Саша с трепетом относится к тому, в чьи руки попадут фигуры. - Однажды в Барнауле у меня была выставка, ее посетил мэр Сарагосы - испанского города. Он хотел купить мои работы. Мне этот мэр настолько не понравился, настолько он был хамом и считал нас аборигенами, что меня оскорбило такое отношение. Я так и сказал: "Не продам".
Вот и сейчас Саша очень хочет, чтобы, продавая работы, советовались с ним.
- Деревья, как и люди, хотят и жить, и умирать достойно,- сказал в прошлом номере нашей газеты Эвальд Лущаев, биолог ботанического сада Алтайского госуниверситета.
Сегодня благодаря творчеству Парфенова и инициативе городской администрации деревья обретают вторую жизнь. А город благодаря им становится теплее и симпатичнее.