Об этом корреспонденту "СК" рассказал Йоханнес Лаунхардт, пастор Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока. В ноябре-декабре прошлого года по делам службы он находился на Алтае.
А вот говорили мы о далекой африканской стране Эфиопии, где судьба назначила Йоханнесу Лаунхардту нести слово Божие на протяжении 28 лет.
Живя там, миссионер ежегодно отмечал Рождество и Новый год дважды. 25 декабря праздновал рождение Иисуса Христа с единоверцами у себя дома, а 6 января, в африканский сочельник*, отправлялся на службу в храм, чтобы вместе с жителями Аддис-Абебы** еще раз торжественно встретить приход Спасителя.
С Новым годом было еще интереснее. Первый раз Йоханнес встречал его 1 января по европейскому календарю, второй раз - 11 сентября - по африканскому.
Надежда приходит в сентябре
- В Эфиопии свой календарь. Сейчас там не 2006-й, а 1998 год. Чтобы сопоставить даты, всегда надо помнить, что с сентября до декабря разница с европейским летосчислением составляет семь лет, а с января до сентября - восемь. Когда я писал докторскую диссертацию по истории церкви в Эфиопии, мне пришлось привести даты в соответствие с европейским календарем, так как я защищался в Гамбургском университете. И, знаете, это было непросто. При оформлении списка литературы, чтобы верно указать год, приходилось докапываться, в каком месяце вышел тот или иной документ, та или иная книга.
- Почему Новый год в Эфиопии отмечают в сентябре?
- Там сентябрь - это новая жизнь. В Эфиопии нет зимы, нет снега, нет мороза. Есть время дождя и время засухи. Оно варьируется в зависимости от географического положения и рельефа местности. Преимущественно страна расположена в субэкваториальном поясе, в зоне саванн, редколесий и кустарников, северная часть - в тропическом поясе полупустынь и пустынь. Большую часть занимают горы.
Я жил с семьей в Аддис-Абебе на высоте 2500 метров над уровнем моря. Время дождя здесь продолжалось с мая до сентября. Каждый день дождь, дождь, холодно, слякоть. Август в Аддис-Абебе ужасен. Мы целыми днями не видели солнца и стремились на это время покидать столицу. В сентябре дождь заканчивался, начинало проглядывать солнце. Местные жители с нетерпением ждали окончания сезона дождей и наступления Нового года.
Под знаком тепла
- Как в Эфиопии отмечают этот праздник?
- Вечером 10 сентября разводят костры из эвкалипта или ели. Самый большой костер из деревьев длиной 5-6 метров сооружают на главной площади Аддис-Абебы, и король (губернатор или президент) под аплодисменты и улюлюканье толпы поджигает факелом этот костер. Начинаются песни и танцы. Огонь - это знак тепла. Все с надеждой смотрят на пламя, радуются и веселятся. Оплотом костра служит мощное дерево. Собравшиеся на площади наблюдают за тем, куда упадет его обгоревшая вершина. Существует поверье, что она укажет ту сторону, где в предстоящем году будет большой урожай. Люди считают это знаком Бога.
Возле домов тоже зажигают небольшие костры из эвкалипта или высушенного тростника, танцуют, прыгают через огонь, радуются приходу Нового года. Очень любят такие домашние праздники дети. В домах елки не ставят. Члены семьи и их соседи собираются на праздничную трапезу прямо у зажженного костра. Едят и пьют пиво и кока-колу, славят приход тепла.
- А водку в Эфиопии не пьют?
- Там пьют аракию. Она очень крепкая. Ее гонят из местных растений и из пшеницы. Но большинство людей пьют специальное пиво т'элла, сделанное из ячменя и кукурузы с добавлением меда и аракии. В городе есть пивоваренный завод. Пиво можно купить в магазинах в бутылках. Но каждая женщина знает секреты его приготовления и умеет делать это в домашних условиях.
- А что едят в новогоднюю ночь?
- Важно есть тефф. Это эфиопский злак, у которого маленькие-маленькие семена. Эти семена размалывают и получают муку, из которой пекут очень большие (не в пример русским!) блины. Их раскладывают по нескольку штук стопкой на большие блюда и тарелки. А потом на эти блины выкладывают мясо, курицу, овощи, сдобренные перцем, соусом и другими острыми специями. Все едят из одной тарелки. На юге и на западе страны тефф заменяет кукуруза.
Два Рождества
- Но вот отпраздновали Новый год. Что дальше?
- А дальше 27 сентября христиане отмечают праздник Креста Господа нашего Иисуса. Это не синоним Рождества. Рождество в Эфиопии празднуют, как и в России, 7 января. Причем лютеране вместе с православными.
Несовпадение даты эфиопского Рождества с католическим было мне на руку. 24-25 декабря я отмечал праздник в своей семье, с детьми, с друзьями. А 6-7 января вел службу в храме. В сочельник в церквах и богатых домах Аддис-Абебы устанавливают елки и зажигают на них свечи. Я приходил в церковь, и мы вместе с прихожанами пели гимн о рождении Эммануэля - Спасителя, который родился две тысячи лет назад и с тех пор входит в нашу жизнь радостью, просветлением и любовью. Рождество - праздник не только исторический. Христос как бы заново рождается каждый год, чтобы быть с нами в своей благодати.
------------------------------------------------------------------------------------
*Рождество в Эфиопии отмечают, так же, как в России, 7 января.
**Аддис-Абеба - столица Эфиопии.
Справка "СК"
Йоханнес Лаунхардт - лютеранский проповедник и доктор философии, подданный Германии. Изучал теологию и философию в университетах Германии и Великобритании. С 1956 по 1976 и с 1984 по 1992 год жил и работал в Эфиопии, был директором гражданской и теологической школ, пастором и казначеем лютеранского храма в Аддис-Абебе, читал лекции в университете, защитил докторскую диссертацию по истории церкви в Эфиопии. Оба раза миссионеру приходилось покидать страну в связи с нестабильностью политической обстановки.
Справка "СК"
Эфиопия - государство в Восточной Африке. Площадь около 1130000 кв. км, население около 60 млн. человек. Столица - Аддис-Абеба (2,3 млн. чел). Больше половины территории страны занимает центральное Эфиопское нагорье, пересекаемое с северо-востока на юго-запад Восточно-Африканский разломом.
Эта часть Эфиопии обитаема с давних пор. Долина разломов известна как колыбель человечества. В 1974 году здесь были найдены окаменелости, возраст которых 3,5 миллиона лет. В Библии упоминаются эпизоды из истории Эфиопии, произошедшие около 1000 года до н. э. Этнический и религиозный состав населения многообразен. Этнические группы: оромо - 40%, амхара - 25%, тигре - 12%, шангалла - 6%, сомали, денакиль, йеменцы, индийцы, армяне, греки. Основные вероисповедания: эфиопская церковь, ислам, язычество. Население Эфиопии говорят почти на 80 языках. Государственным является амхарский (в его алфавите 252 знака!), обучение в вузах осуществляется преимущественно на английском. За последние 30 лет в Эфиопии неоднократно менялись политические режимы - от монархии через демократическую революцию страна пришла к социализму и военной диктатуре, но в последствии вновь повернула на демократические рельсы.