«Круглый стол» на данную тему прошел в Барнауле 19 февраля. Его организаторами выступили, по сути, представители всех тех заинтересованных сторон, от которых зависит будущее благотворительной деятельности, - бизнеса, общественных организаций, власти и СМИ. И хотя некоторые участники дискуссии говорили о том, что проблемы, вынесенной в заголовок, как таковой не существует, на самом деле она есть. И звучит она так.
Не секрет, что далеко не все краевые СМИ соглашаются публиковать новости о благотворительности. Не хочу осуждать коллег, поскольку далеко не все они вольны в своих решениях. Ситуации бывают разные. Кому-то запрещает это делать столичное руководство издания, у кого-то редакционная политика не предполагает публикацию подобных сообщений на бесплатной основе. А кто-то просит деньги только потому, что рассматривает благотворительность как некий социальный PR компании. И если за этот PR щедро платят одни бизнесмены (не постесняюсь здесь сказать, что это, например, Александр Ракшин и его «Мария-Ра»), то почему не должны платить другие?
За другие СМИ говорить не буду – только за себя. «ВД» всегда публикует информацию о благотворительности предпринимателей бесплатно, но в рамках установленных внутри редакции стандартов. И вовсе не потому, что мы вот такие хорошие. Просто с самого начала создания газеты было принято решение, что информация о благотворительности важна для наших читателей, а это и есть ключевой критерий отбора новостей. Но признаюсь честно, что иногда и сам ловлю себя на мысли, что «вот эта новость – это же чистой воды PR и ставить ее нельзя». Но все-таки ставлю. А позднее вижу ту же самую информацию в других газетах (в том числе - нашего издательского дома!), но только с грифом «на правах рекламы».
Почему же так происходит? Лично я согласен с теми участниками «круглого стола», которые говорили, что разгадка кроется в уровне доверия между журналистом и предпринимателем. Чем больше появляется доверия (именно доверия, а не панибратских отношений!), тем чаще будут публиковаться новости о добрых делах наших бизнесменов. И не потому, что они преследуют какую-то корысть, а по причине уважения к ним со стороны СМИ и понимания того, что помощь больным и обездоленным – это общая проблема.
Хотел бы также сказать, что власть может проявлять большую заинтересованность, даже, если хотите, инициативу в развитии меценатства. В ходе «круглого стола», к примеру, выяснилось, что не все предприниматели знакомы с основными положениями краевого Закона «О благотворительной деятельности на территории Алтайского края», принятого почти 10 лет назад. В одной из статей этого закона сказано, что «участникам благотворительной деятельности могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Алтайского края и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления». А представитель краевой налоговой службы подтвердила, что действительно статья 219 НК РФ подразумевает так называемый социальный налоговый вычет. Он может составлять не более 25% от размера дохода налогоплательщика, полученного им в налоговом периоде.
Было бы полезно, на мой взгляд, возродить работу такого координирующего органа, как краевой совет по благотворительности. Если не при губернаторе, то, например, при Общественной палате. Дело в том, что благое дело развивается эффективно, заметно и полезно в тех случаях, когда оно превращается в систему. Год назад в интервью нашему изданию Наталья Самойленко, исполнительный директор фонда Владимира Потанина, говорила: «Если, занимаясь благотворительностью, вы не имеете четкого представления, что, когда и зачем делаете, вас непременно замучают просьбами... С самого начала мы заняли жесткую позицию – помогаем только студентам и преподавателям. На ремонт крыши мы деньги вузам не выделяли и не выделяем».
Кстати, именно шквала просьб зачастую боятся наши предприниматели, когда просят не рассказывать об их добрых делах. Так, может быть, помочь им определиться с системой? Например, выбрать приоритетные благотворительные проекты в крае (это могут быть памятники архитектуры, талантливая молодежь, ведущие творческие коллективы и т. д.), предложить их алтайским компаниям, а затем рассказывать обществу о том, какая компания и какой проект успешно осуществляет. На мой взгляд, в этом есть доля здравого смысла.