Это уже восьмой выпуск материалов фольклорных экспедиций, собранных О.А. Абрамовой и участниками ансамбля "Песнохорки". В уже вышедших книгах обобщены и проанализированы сведения о традиционной культуре, собранные в селе Сибирячиха Солонешенского района края, селе Воробьево Шипуновского района, Усть-Коксинском районе Республики Алтай, Третьяковском, Красногорском районах, Рудном Алтае, Самарской области... Впрочем, "сведения" - слишком сухое слово для определения содержания этих книг. Ведь в каждой песне, в каждом образе, дошедшем до нас из прежних времен в народной лирике, в вышивке, в узоре орнамента - мировосприятие наших предков, своего рода миф, послание... Увы, для многих из нас эти послания "зашифрованы" практически до полной недоступности, ибо утрачено знание о традициях предков - тоже, кстати, разных, ведь собственно алтайский фольклор формировался на основе традиций, принесенных сюда из различных регионов России, Украины, Польши, Белоруссии. Ольга Алексеевна Абрамова с присущими ей (но оттого не перестающими удивлять) энтузиазмом и энергией вместе со своими учениками пытается это знание нам возвратить, рассказать нам о наших же собственных корнях.
Вот лишь один пример. В селе Моховском участники экспедиции услышали песню "Вот ударимте, девушки, по лугу шаром..." Для современного человека звучит бессмысленно - ну не играли же древние девушки в биллиард на лугах? А оказывается, вся эта песня глубоко связана с древними верованиями славян, это молитва-заговор, обращенная к пантеону славянских богов от лица девушки, просящей о счастливом супружестве. И загадочные на первый взгляд слова расшифровываются так: "луга" - небесный рай бога Сварога, в данном случае эта метафора соотносится со счастьем. "Шар" - молния, огонь, что является символом Перуна, грозовой стихии и воплощения справедливости. После каждой фразы в песне следует припев "Ой, дитя, дитя я млада", что тоже по современным понятиям обладает не очень-то ясным смыслом. Между тем Дитя в славянской мифологии - третий сын богини любви Лады, которому молились о благополучном супружестве и деторождении. Он всегда молод, потому что "супружеская связь не должна стариться"...
Презентацию книги "иллюстрировала" специально организованная выставка, где были представлены фотографии, рассказывающие о работе экспедиции, сарафаны, рубахи, полотенца, народные праздничные костюмы, а знаток славянской культуры, сотрудница фольклорного Центра "Песнохорки" Л.Н. Попова рассказывала о символах, орнаментах и знаках в русских узорах, об аграрной и небесной символиках (кстати, и в книге значительное место уделено образцам национальной материальной культуры). Ведь для наших бабушек и дедов любой узор вышивки, вязания был "говорящим". Узоры на вороте рубах - всегда "оберег" для "ворот жизни", которыми считалась шея человека. Девичья становина - рубаха - всегда украшалась орнаментом с символикой матери-роженицы.
А сама презентация была просто праздником народной песни. Выступали участники "Песнохорок". Но главное - сюда приехали два коллектива из Алейского района, из сел Осколково и Безголосово (парадоксальное название "певучего" села объясняется очень просто - в старину в нем жили ссыльные, неугодные власти люди, не имевшие права голоса). Сильные, чистые голоса пожилых исполнителей (например, руководитель безголосовского ансамбля Николай Андреевич Ишенин родился в 1925 году) словно отражали вечно юную народную душу - другого определения и не подобрать. И как преображались, на глазах молодели исполнители... Кто-то из слушателей назвал этот эффект "песнетерапией". Трудно не согласиться с этим определением. Прикосновение к чистой, живой народной культуре и правда лечит съежившуюся от скепсиса и цинизма наших дней душу...
Любовь НОРГЕЛЕНЕ, Елена ИСЕТСКАЯ.