"Каникулы строгого режима". Игорь Зайцев. В ролях Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алена Бабенко, Владимир Меньшов, Россия, 2009.
Двое заключенных с поэтическими фамилиями Сумароков и Кольцов, последний – бывший сотрудник убойного отдела, бегут из тюрьмы и скрываются в летнем лагере. В кадре, кроме детей, в основном милиция и преступники. Почему-то не позвали Алексея Панина...
Чтобы беглые пленники – плохой и хороший – были вынуждены действовать сообща, сценаристы нередко для наглядности пристегивают их друг к другу наручниками. В "Каникулах" этого делать не стали: может быть, поняли, что духовная близость этих двоих не нуждается в буквальном выражении, может, потому, что это было бы совсем сложно объяснить функционерам лагеря. Зря – подобные условности для комедий вполне себе норма, а для этой отдельно взятой картины, где каждая условность спешить съехать в самую настоящую глупость – и вовсе рабочий момент. Таким образом, за дополнительную остроту в отношениях двух беглецов отвечает встающая между ними женщина. Оригинальным это решение назвать нельзя, зато оно позволяет Безрукову демонстрировать свой романтический взгляд (опять же, справедливости ради – ровно таким же взглядом он смотрит и на неодушевленные предметы – стакан, брюки, дверь – и, если разобраться, не только в этом фильме).
Главная идея картины – попадание оступившихся именно в детский лагерь, где у большинства отдыхающих все происходит впервые, как возможность начать жизнь с чистого листа, вроде бы никак не предполагает шумной и суетливой реализации, однако здесь то и дело врубается музыкальная тема преследования, иногда строчат автоматы, а камера чаще скользит поверх голов, как у Ридли Скотта, опускаясь лишь для того, чтобы выхватить выразительный крупный план.
Принципиальное отсутствие полутонов в фильме такого жанра почти не вызывает раздражения, к тому же было весьма интересно наблюдать, как в таких условиях происходит пресловутое становление характеров. Понятная классовая неприязнь сотрудника милиции и уголовника тает стремительно, как сливочный рожок. Дюжев на правах более мудрого и справедливого делает первый шаг: хлопает Безрукова по плечу, улыбается. Тот сперва в штыки, но потом вроде как ничего, и вот – уже катит с новым другом на велосипедной раме, смешно вытянув ноги. И то, с каким деланным неудовольствием он просит Дюжева не прижиматься, и как дрожит при этом его поставленный голос, и как с каждым поворотом колеса гибнут остатки его чести, в конце концов, как напряжены их лица от невозможности больше скрывать свое томительное счастье – все это и есть первая причина, по которой детям не стоит смотреть этот фильм. "Общак", "петухи" и "черти" - лишь вторая. А если вспомнить, что половина шуток все же выписаны из "Ералаша", как, видимо, и дети, представленные тем же строгим архетипическим набором – ребенок озорной, ребенок пытливый, влюбленный ребенок – вообще непонятно, для кого и для чего сделана эта картина. Впрочем, то, что Первый канал – самый лучший, кажется, прозвучало.
По большому счету, тут нечего даже обсуждать, а как-то особенно ругаться совсем не хочется. Похоже, мы имеем, что заслуживаем. И если "Каникулы" начинают прокатный путь в нашем городе с презентации и двадцати пяти сеансов в день, а тихо стартовавший немного раньше новый Тарантино, пусть и растерявший былую форму, - только с пяти, пенять нам остается лишь на самих себя.