Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Почему я не гений. История одного шедевра

Как-то в середине лета позвонил один мой знакомый (с) с тем, что бы узнать номер телефона одного моего знакомого (с), с тем, что бы прояснить возникшую более 10 лет назад ситуацию. Вадим недавно впервые прочитал достаточно давнюю и довольно эмоциональную запись в блоге Евгения.

Все закрутилось вокруг первоапрельской шутки – одноминутного фильма "Gameover". Дело в том, что в 1995-2000  каждый год 1 апреля на Математическом факультете АГУ проходил Чемпионат Мира по пентиксу и оба наших героя принимали участие в подготовке и проведении этого мега-фарса. Вадим имел высокопоставленную должность в краевой Федерации пентикса, а Евгений состоял в активе студенческой тусовке "Отмазки", которая выступала в роли подставных зрителей и участников состязаний, а также снимала короткие видеоролики. Среди рекламных сюжетов типа "В пенктис играют даже собаки", "Чтоб пальцы не отсохли, – играй в пентикс!", "Во что играет сборная России по футболу? Как и все – в пентикс!" и заранее снятых "прямых" включений с улиц Барнаула об эстафете олимпийского огня в 2000 году были продемонстрированы ролики о том, как мужику привиделся мега-пентикс и как это снималось. Материалы, спустя год, были смонтированы в мини-фильм, который впоследствии несколько раз получал призовые места на фестивалях одноминутного кино.

Когда пришла всемирная известность (а были призы международные – в Европе и Бразилии), и закрутился весь сыр-бор. Предыстория проста. Вадим во время одного из заседаний президиума федерации пентикса кинул идею "надо снять игру в пентикс включая и выключая в окнах свет". Ролик был снят, и Вадим был полностью уверен, что по его идее. "Отмазки" же никого не делегировавшие на то заседание, и ничего о распоряжении президиума не знавшие, наконец, нашли способ воплотить в жизнь свою идею 3-4-летней давности…

У Евгения дома появился персональный (в прямом смысле – собственный, личный, что было редкостью в 2000-м) компьютер и какая-то приблуда для цифрования видео, – садись и делай! И Женя сделал. Сделал самое сложное во всем фильме – нарисовал свет в окнах, подделал реалистично "игру", в чем, собственно, первоапрельский обман и заключался.

Выиграв первую награду, Вадик начал давать интервью в духе первоапрельского фарса в газеты, на ТВ, интернет-СМИ. Женя поворчал, поострил где-то в ЖЖ и выложил там все ролики, приделав титры. В них были указаны все, кто приложил руку к съемкам первоначальных роликов, а начинались титры приятными для меня словами "Оригинальная идея Юрия Красильникова". (да-да-да, это про меня, я свою порцию славы никому не отдам, даже гениальному тезке из ГТРК "Кострома"). Не путайте нас!). Женя и Вадик не ссорились, не враждовали, не было ни зла, ни обид. Просто с шутками, с прибаутками, с подколками гнули каждый свою линию, и у каждого своя правда была. И в этих "своих правдах" у каждого из них не хватало одной маленькой детальки. Наконец они полностью все выяснили, поржали, и все улеглось, все довольны. (Бывает и хуже – близкие люди ссорятся и не разговаривают друг с другом по пол-жизни, а потом вдруг выясняют, что никто не виноват (или все дураки)).

А меня вот совесть теперь мучает, и я хочу признаться: гениальная идея, из-за которой весь сыр-бор, вовсе не "моя оригинальная", я ее тоже позаимствовал. Однажды, наигравшись в пентикс, готовясь к Чемпионату мира, мы с друзьями вышли на улицу, и, увидев рисунок из светящихся окон гостиницы "Барнаул", ахнули, перед нашими глазами – совершенно четко прорисованный "большой кукан" (фигура в пентиксе). Более того, если его повернуть, то он четко входит в виртуальный колодец, и можно сократить сразу две линии. Тут я вспомнил, как когда-то в Советском Союзе к приезду какой-то делегации, на каком-то проспекте, включив свет в нужных окнах, на четырех подряд стоящих одинаковых домах написали "СССР". Позже такой же прием я видел в телерекламе. Так и пришла в мою больную голову "гениальная идея" юморного ролика, рекламирующего пентикс.

А еще я слышал студенческую байку о том, как это пытались повторить на студенческих общежитиях. Расписали заранее, в каких окнах студенты свет включат, а в каких погасят, тем самым перед почетными дядьками что-то изобразят. Нашлись шутники, которые сделали свое "штатное расписание", обошли после организаторов комнаты в одной общаге и раздали изменения к распоряжениям. В результате, при проезде больших начальников на одном здании вдруг зажглось истинно русское слово из трех букв. Менее пузатые дядьки начали суетиться и рассовали по комнатам, где горел свет еще менее пузатых ответственных людей, с задачей "не давать включить свет, пока делегация назад не проедет". Шутники тоже не спали, – когда больших дядек везли обратно, свет вспыхнул во всех остальных окнах общежития, – вышло тоже слово, только в негативе.

Вот вам и все гениальности и оригинальности… Вообще, у меня такой взгляд на подобные вещи: если "все гениальное – просто" и "талант на 9 частей из 10 – работоспособность" (М. Горький), тогда "все гениальные идеи лежат на поверхности, надо только взять и сделать!" А кто там вперед кого это сделал или одновременно уже не важно. Ну, может быть, в отдельных случаях, из патриотизма можно называть "мегаВатт" "мегаПолзуновым", но такого рода "торжество справедливости" для украинских политиков оставим, им можно…

Бонус ко Дню Российского кино

Когда я искал в своей "бесконечно расширяющейся цифровой вселенной" файл Gameover, нашел еще пару роликов, авторы которых наглядно проиллюстрировали разговор о гениальностях и оригинальностях.

Примерно в тоже время, когда к нам пришла слава, миром завладела "Матрица". При создании фильма режиссер столкнулся с проблемой: как показать пересечение реального мира и того, куда попал герой. Очевидно, надо показать, как в том мире люди общаются, передвигаются, что едят, как любят, как предают... Гениально?! Авторы первого ролика показали, что все дело только в технических возможностях и желании. Они нашли множество точек пересечения "Матрицы" с советским фильмом "Кин-Дза-Дза".

Смотрите второй ролик. Оказывается, раскрасить "Семнадцать мгновений весны" можно было еще в 2002 году. Цветной Штирлиц – гениально?! Вот кто-то пошутил, а кто-то несколько лет работал. Прав был пролетарский писатель, – талант, это, прежде всего, работоспособность. Надо брать и делать! Да не отсохнут ваши пальцы!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии