Александр Васильев преподает в престижных Домах моды и лучших модельных агентствах мира, ставит спектакли и коллекционирует костюмы и аксессуары разных эпох. Он знает о моде абсолютно все и рассказывает о ней на семи языках, он еженедельно ведет "стильную" колонку в "Известиях". На прошлой неделе Васильев побывал в Барнауле на ежегодной выставке "Индустрия моды". Он считает, что его долг - воспитать у населения вкус к моде, рассказать о том, какие есть направления, куда надо развиваться и на что обратить внимание.
- Есть ли сегодня мода в России?
- В России всегда интересовались и интересуются модой. Среди русских есть те, кто готов потратить большие деньги на приобретение нового гардероба. Однако российские создатели моды не звучат на весь мир, как бельгийские или французские. Мода в России имеет более локальный характер, она не имеет интернационального оттенка. Главное направление моды XXI века - порно-шик. Все направлено на раздевание. То, что было в XVIII веке пошлым и вульгарным, сегодня становится каноном красоты. В изменении вкусов заложен прогресс моды.
- Что сейчас модно в Европе?
- В Европе самый главный стиль - ретро. Ведущее направление - 30-70-е годы. Сегодняшняя мода Европы состоит из типов творцов. К первому относятся кутюрье высокой моды. Вторые - создатели моды прет-а-порте. И третьи - это безликие фабрики одежды, в которых имя создателя не играет. Высокая мода дает идею, прет-а-порте популяризирует, а фабрики несут в массы. Сегодня на рынке высокой моды во Франции остались только шесть домов. Все остальные закрылись за нерентабельностью. Чтобы называться домом высокой моды, нужно быть членом синдиката высокой моды во Франции, вступить в который невероятно трудно. Высокая мода - это высокое портновское искусство уникального качества, где практически вся работа делается руками. И стоит такая одежда под 100000 евро. Но Дома моды живут не за счет продаж одежды, а за счет продажи брендовых аксессуаров платков, сумок, ремешков, брошей. Ведь количество людей, которые могут купить себе одежду "от кутюр", равняется 200 женщинам на всей планете. Вся индустрия высокой моды работает для женщин, которые могут купить не одно платье за сто тысяч, а шесть или десять из одной коллекции.
- Российская мода когда-нибудь сможет сравниться с западной?
- В России нет даже музея моды. И для того, чтобы научить молодых, им надо показать, как сделано платье Ив Сен Лоран или платье Диор. В России даже нет места, где на эти вещи можно посмотреть. Русские шьют мужской костюм с горем пополам, поэтому на показе в России мужчины зачастую выходят или в пижаме, или в атласном кителе, или в какой-то кружевной сорочке.
- А есть ли тенденции, которые отличают нас от Европы?
- Главная тенденция в России - азиатский экзотизм и мусульманский стиль в одежде - туфли с острыми носками, яркий макияж. Европейская мода дошла до максимального обнажения: нижняя одежда стала верхней. Нет ни одной модницы, которая не показывает стринги из-за низкой талии джинсов, и модника, который бы не показывал марку своих трусов.
- Модные вещи не всегда удобны…
- Удобство и мода - несовместимые понятия. "Чтобы быть красивой, нужно страдать" - так говорят французы. Мода - это усилие над собой. К тому же у нас сейчас другое отношение к женщине и моде. Сейчас мода направлена не на красоту в обычном ее понимании, а скорее на какой-то недостаток. Например, главное направление 2000-х годов - азиатского, и я бы даже сказал, индийского происхождения: это мода на пирсинг, металлические гайки, которые вставляют в губу, в язык. Женщины часто себя уродуют, потому что этого требует мода. Затем, конечно, абсолютный фашизм с точки зрения фигуры - побеждают только стройные, а все полненькие уходят в тень.
- Говорят, самые красивые женщины – русские. Это так?
- Достоинство русской женщины в том, что она очень кокетлива. Но дело в другом. Ситуация в России сильно отличается от ситуации в Западной Европе. В России женщины составляют 60-65% населения, то есть реально не хватает 20 млн. мужчин. Поэтому российская женщина во всеоружии с утра до вечера - она все время на охоте. Если на Западе женщина занимается интеллектуальным трудом, то россиянке не до этого: она постоянно должна находиться в форме, чтобы поймать своего будущего мужа. Она всегда с накрашенными губами, у нее всегда окрашены волосы, она всегда на каблуках, даже когда они не нужны, у нее всегда "побрякушки", и она готова покорять мир.
Она ошибочно думает, что, может быть, именно сегодня появится ее принц на белом коне. Но все принцы были расстреляны дедушкой этой девушки в 18-м году. Девушки мечтают о чем-то книжном, чего нет. Вот почему девушки выглядят ухоженнее, чем на Западе.
Француженки даже не пользуются косметикой. Потому что нет задачи - понравиться мужчине. Они не носят модные вещи - они их продают. А мужчины в выборе женщины очень ограничены. Им нравятся идиотки с сексуальными формами. Как только им попадется умная женщина, то они не знает, что с ней делать.
- Совет женщинам - как всегда выглядеть стильной и хорошо одетой?
- Мода на одежду - это самое мощное средство социальной коммуникации. Идея о том, что по одежке встречают - жива всегда. Сейчас общество борется с индивидуализмом. Если люди отличаются, у них есть масса проблем: найти работу, жилье. Быть не похожим сегодня очень трудно. И когда дамы смотрят на себя в зеркало, они должны всегда думать о том, что можно было бы убрать, а не о том, что бы такого добавить. Лучше меньше, да лучше. И потом, они всегда должны ориентироваться на свой социальный статус, на свой возраст, на свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину. Беспроигрышных вариантов нет. Должен быть стиль, а с этим сейчас у русских большие проблемы.
Наталья ПРОВОРОВА.