Прямо на входе посетителей встречает охранник. Здоровенный такой детина в камуфляже. Пару таких фигурок в офис - и ни один вор не уйдет без сердечного приступа.
Тут же у двери, качая головой, сидит милая старушка. Это и есть мадам Мария Тюссо, создательница первого и самого большого в мире музея восковых фигур. Музей и сейчас работает в Лондоне, на Бейкер-стрит. Вообще-то Мария Тюссо работала во Франции вместе со своим дядей Филиппом Куртисом. Ежедневно им приносили головы погибших людей, а художники делали слепки и заливали их воском - так получались восковые фигуры. Работенка не для слабонервных. Тюссо не выдержала этого и уехала в Лондон, где и создала в 1780-х годах свой музей.
Есть на выставке несколько фигур из серии "Катастрофы человеческого тела". Прототипы - реально существовавшие в разные времена люди. Например, в Германии в XVIII веке жил некий Густав фон Альбах, у которого нос был длиной 14 сантиметров. Это обстоятельство совершенно не смущало немца. Он обожал конкурсы и маскарады и отличался веселым нравом.
А вот Эдварду Мордаке повезло меньше. Он родился с двумя лицами. Одно обычное, а другое - на затылке. Самое страшное то, что вторым лицом он также мог видеть и чувствовать. Эдвард был талантливым музыкантом, но не вынес своей патологии (ему казалось, что он за всеми подсматривает) и застрелился в возрасте 33 лет.
Многие восковые фигуры могут двигаться. Например граф Дракула (он же Влад IV Цепеш, живший в XV веке правитель княжества Валахия) крутит головой. Известен граф тем, что резал людей, на их глазах макал в кровь хлеб и ел. А однажды за одну ночь он посадил на кол 40 тысяч человек.
Восковой Дракула с синими пальцами в Барануле ломался. "Мы это объясняем доброй аурой города, которая не принимает таких страшных людей", - говорит менеджер выставки Ирина Бакулина.
Центральная фигура на выставке - чудовище Франкенштейн. Стоит он прямо напротив входа, чуть наклонясь вперед и вытянув свои длинные, все в красных шрамах руки (уж обнимет так обнимет), и раскачивается из стороны в сторону. Вид его ужасен - дикий оскал с вытекающей слюной, зашитые кровавые раны на лбу и шее. Как ни странно, но именно с этим чудищем больше всего любят фотографироваться посетители выставки.
Вообще на выставке много киношных героев. Здесь можно увидеть Бэтмена, Пингвина и Клоуна, помощника Дьявола из фильма "Спаун", Фантомаса. А также посмотреть на великих литераторов - Пушкина, Толстого, Есенина, Лермонтова и грустного-грустного Гоголя в синем пальто.
Движущиеся фигуры производят большее впечатление, чем неподвижные, - живее выглядят. Страшно подумать, что было бы, если бы шевелилась не только голова, но и глаза. Глаза восковых фигур, кстати, сделаны из протезов, которые предназначены для живых людей. Поэтому они выглядят так натурально. Вообще, воск, пожалуй, единственный материал, способный точно передавать особенности человеческого тела - все морщинки, ямочки и даже поры.
Фигуры, вокруг которых днем охают посетители, ночью становятся вдвойне страшнее.
- Однажды в Одессе одна журналистка попросилась переночевать в зале, - рассказывает Ирина Бакулина. - Мы ее закрыли там, как она и просила. Нет, не стучалась, не рвалась наружу, но утром мы обнаружили полную пепельницу окурков и недопитую бутылку крепкого вина - видимо, стресс снимала.
Сейчас в коллекции Санкт-Петербургского музея более 600 фигур. Они не помещаются в здании, поэтому половина их постоянно гастролирует. Гаишники к виду восковых людей уже привыкли (шутят: "Опять трупы везете"). А вот украинские таможенники недавно испугались. Правда, когда дело прояснилось, долго сетовали, что среди "расчлененных" нет Кучмы.
Воск способен выдерживать температуру от -30 до +30 градусов по Цельсию. Сотрудники санкт-петербургского музея возят с собой набор инструментов для макияжа и щипцы для завивки волос. Чтобы в любой момент можно было придать своим подопечным товарный вид.
Восковые фигуры долговечнее, чем простые смертные. Еще "жив", например, Петр I, творение Бартоломео Растрелли. В день кончины императора в 1725 году художник сделал слепок с его лица. Эта восковая фигура до сих пор стоит в Эрмитаже.