Не просто красивое движение
— Все начиналось с того, что "Северная сторона" была историко-реконструкторским клубом, а затем разделилась на "танцоров" и "рыцарей". В октябре этого года мы отмечаем семь лет со дня основания студии. Все это время мы занимались любимым делом и не мечтали о сцене, но теперь понимаем, что можем подняться на более высокий уровень.
Не так давно мы вышли на широкую публику и стали устраивать городские балы в Музее истории литературы, искусства у культуры и в краевой филармонии. По сути, мы восстанавливаем не только танец, но и эпоху, когда он был популярен, изучаем весь исторический период с его особенностями. И стараемся воссоздать атмосферу того времени: это не только танцы, но и игры, темы для разговоров. Как правило, есть организаторы бала, несколько человек, которые пишут сценарий и создают все действие, направляют участников, "плетут интриги". Если не быть в курсе, что это сценарий, то бал может быть очень захватывающим.
В старину танцы были не просто красивыми движениями под музыку, а способом общения с прекрасной дамой, например, и обращения к богам: танцы шаманов. Они были выражением преданности, любви или ненависти, в танце, как в языке, есть и средства выразительности, и стиль, и правила. Например, во все эпохи танец выполнял социальную роль, у каждой эпохи были свои требования и условия. Танцевали и ради веселья, и чтобы снять напряжение, но внутри танца была особая атмосфера. Если танцевали для богов, то это были четкие схемы, внутренняя гармония, а в некоторых танцах, я имею в виду шаманов, – полное погружение в транс. Если танцевали для царственной особы, то каждое движение, каждый жест, элемент костюма выражал восхищение, взгляды и корпус были направлены только к тому, для кого танцевали. Если это вальсы и мазурки, то здесь важна и четкость исполнения, и внимание к даме, с которой танцуешь. А балы были возможностью показать себя высшему обществу. Помимо этого, нужно было хорошо знать этикет, правила поведения, тайный язык цветов, веера и многое другое. На танцы влияли политика, экономика страны, соседство с другими странами, то есть в танцах полностью отражалась история страны, провинции, народа.
Практически все наши балы в ГМИЛИКА сопровождаются живой музыкой. Музыканты исполняют лишь несколько мелодий, но у нас есть идея сделать бал в парке и потанцевать под живой оркестр. В музее есть фортепиано и клавесин, и это создает совершенно неповторимую атмосферу.
Студий старинного танца в городе несколько, и каждая устраивает свои балы. Мы планируем такие мероприятия на год вперед, делимся планами с другими студиями и затем ходим друг к другу в гости. Этого времени как раз хватает, чтобы придумать и сшить костюмы, написать сценарий и изучить традиции. Костюмы – это особая часть подготовки. Я бы сказала, это самая волшебная часть. Именно костюм помогает погрузиться в атмосферу сказки.
Существует Международная ассоциация старинных танцев, и мы активно сотрудничаем с ней. Это люди, которые не просто увлекаются стариной — они изучают танцы с научной, исторической точки зрения. Для этого нужно прочитать не одну книгу, и не только на русском языке. Затем члены ассоциации пишут учебники, восстанавливают старинную музыку. Мы пользуемся их работами. Кроме того, мы дружим с ребятами из Москвы и Петербурга, стараемся ездить на фестивали старинного танца.
Не хватает кавалеров и денег
— Самые популярные танцы среди участников клуба – это вальсы и польки. Эпоха вальсов и полек ближе к современности, потому кажется проще. В студии занимаются различными танцевальными направлениями. В нашей программе есть XIX век – это вальсы, польки, мазурки, кадрили; кельтские танцы — джига, рилл. В этом году мы начнем изучать направление "барокко". Кроме того, вне студии есть люди, которые занимаются и другими направлениями. Максим Курышев (Барнаульская школа старинного танца) ведет группу шотландских танцев, Мария Цимфер (клуб "Аваллон") занимается спортивными ирландскими танцами. Мы успеваем посещать другие занятия вне студии. Еще мы исполняем фокстрот, рок-н-ролл и другие танцы XX века — это тоже история.
Когда я начала заниматься старинными танцами, я танцевала день и ночь, потому быстро влилась в коллектив старшей группы. Сейчас беру уроки у профессиональных хорео-графов, занимаюсь у станка. Танцы – это моя сказка. Здесь я чувствую себя принцессой, словно детская мечта сбылась. Часто на нас смотрят, как на сумасшедших, но мы привыкли. Всем нравиться невозможно.
Мы — любительская студия, и до уровня профессионалов нам далеко. Безусловно, не обойтись без основ классической хореографии. Многим это кажется тяжелой работой. У нас начинают танцевать почти сразу, в отличие от профессиональных студий. Это чревато "звездной болезнью". Через полгода люди чувствуют себя опытными, хотя им еще учиться и учиться. Мы показываем людям, что танцы – это просто и красиво, но для того, чтобы танцевать красиво, нужно прилагать серьезные усилия.
У нас занимаются люди разных возрастов и профессий: бухгалтеры, программисты, историки, частные предприниматели, экономисты. В клубе есть семейная пара, которая танцует уже очень давно. У них двое детей, они много работают, но всегда находят время и силы на свое увлечение.
Клубу очень не хватает мужчин. Чаще всего приходят друзья наших девушек, которые начинают разучивать вальсы и кадрили, для того чтобы "покорить сердце прекрасной дамы". Партию кавалеров часто исполняют наши девочки, и даже, наверное, в скором времени сошьют себе фраки.
Денег мы не зарабатываем. Конечно, нас приглашают на выступления, и даже иногда на свадьбы и прочие торжества. Но все гонорары мы тратим на нужды клуба: технику, костюмы и так далее. У каждого из нас есть своя работа, свои дела, а "Северная сторона" — это способ расслабиться, отвлечься от повседневных проблем, здесь у каждого своя сказка!
Сейчас мы занимаемся в центре помощи семье и детям "Вдохновение". Очень сложно найти хороший танцевальный зал, это довольно дорого. В этом году я бы очень хотела попробовать взять группу детей 12-15 лет, поэтому искать новый все равно придется.