В мэрии проект уже нашел поддержку, появился и заказчик, известная в Барнауле строительная фирма "Горизонт", которая уже возводит у устья Барнаулки культурно-развлекательный комплекс "Парус".
"Небоскреб" на берегу Оби Если смотреть на город со стороны Оби, то слева от речного вокзала предполагается строительство 24-этажной гостиницы. Причем гостиничные номера займут только верхние этажи. На нижних разместятся культурно-развлекательные заведения. Справа от речного вокзала планируется строительство торгового (возможно, спортивного) центра.
Посередине площади им. Баварина начнется строительство часовни. Рядом со сгоревшими зданиями гостиницы "Империал" и налоговой инспекции Центрального района (поскольку это исторические памятники, архитекторы считают, что их нужно восстановить) построят торговые комплексы.
А у Барнаулки - шестнадцатиэтажки
Берега Барнаулки, имеющие нынче неприглядный вид, предложили благоустроить и соединить переходными мостиками оригинальных форм. А в устье реки начать строительство жилых домов (высотой не ниже 16 этажей) и объектов соцкультбыта.
Есть еще одна задумка: развернуть русло Барнаулки в "ковш". Вода в нем станет проточной и тогда уже можно приступать к сооружению зоны отдыха.
Площадь Спартака станет пешеходной зоной
Естественно, изменится и транспортная схема. По замыслу архитекторов, троллейбусную линию можно будет немного продлить, так, чтобы троллейбусы подходили к торговому центру (справа от речного вокзала).
Но конечная остановка, как и автобусная (в том числе и с пл. Спартака) будет перенесена в район пересечения Социалистического проспекта с улицей Малой Олонской. Таким образом вечно загруженную чадящим транспортом площадь Спартака можно будет реконструировать и превратить в пешеходную зону.
К новостройкам на берегу Барнаулки и до зоны отдыха будут ходить маршрутки.
За и против
Сергей Боженк, главный архитектор города, куратор проекта:
- Авторы опирались на основные положения по реконструкции исторической зоны Барнаула. Проект решает транспортную проблему. Если перенести конечную остановку, удобнее станет горожанам. Рынок окажется рядом. А от транспорта освободятся площади Спартака и Демидовская.
Что касается строительства канала для пропуска воды в "ковш", то ничего революционного в этом нет. Протока существовала до середины 50-х годов прошлого века. Потом это место обмелело. Там насыпали дамбу. И зона отдыха постепенно превратилась в коммунальную.
Русло Барнаулки станет чуть уже, но зато чище. Грязь будет вымываться силами водяного потока во время весеннего паводка.
Виктор Четошников, заслуженный архитектор России:
- Уникальность этого места в том, что город здесь выходит к реке. И строительство торгового центра или автомобильной парковки вызывает сомнение. Процентов на 70 этот кусочек города, речной фасад Барнаула, окажется закрытым. Урбанизация этой территории - ошибочный ход. Мы отгородимся от реки.
Николай Вдовин, преподаватель факультета кафедры архитектуры и дизайна АлтГТУ:
- Подход авторов проекта актуален для Барнаула. Сейчас в центре города ведется активное строительство высотных зданий. Но хотелось бы видеть более концептуальные и прочувственные решения.
Петр Анисифоров, руководитель архитектурной мастерской:
- Набережная Оби активно используется горожанами, в том числе и зимой. Поэтому нельзя оттеснять людей от реки. Планируемый торговый центр окажется не на месте.
Поддержка мэрии
"Проект очень интересный и его надо воплощать в жизнь", - заявил вице-мэр Барнаула Игорь Перемазов. В то же время Игорь Петрович отметил, что большое внимание надо уделить благоустройству и озеленению территории. У заказчиков, понятное дело, интересы коммерческие. Но подходить к строительству нужно комплексно.
Работы намечены большие. Затраты тоже предстоят огромные. Но тем самым Барнаул еще раз подтверждает свою инвестиционную привлекательность.