Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Сегодня премьера сезона - "Первая любовь Дон Жуана"

Вчера состоялась, выражаясь театральным языком – "сдача" спектакля. Зрителей было немного: "свои" и журналисты.Определенное мнение о постановке у меня, конечно же, сложилось, но хочу отметить, что зритель – я очень лояльный. Убедительным примером явились фразы театральных "своих", услышанные мной при выходе из зала: "Посмотрите, даже фотожурналисты до конца посмотрели…". Не знаю, показатель ли это, но факт остается фактом.

Образ вечного распутника Дон Жуана всегда приковывал взгляды многих писателей в разные времена. Каждый из них имел свою трактовку истории об этом коварном искусителе. В этом спектакле за основу взята пьеса Самуила Алешина "Тогда в Севилье". Лениградский композитор, народный артист России Марк Самойлов, увлеченный пьесой, превратил ее в мюзикл. 

Очень интересен творческий состав, который работал над спектаклем в Барнауле:

  • режиссер - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра "Рок-Опера" - Владимир Подгородинский;
  • балетмейстер - народный артист Бурятии Олег Игнатьев тоже из Петербурга;
  • художник - народный художник Украины Вячеслав Зайцев из Одессы. 

Барнаульские ресурсы 

Перед "сдачей" удалось пообщаться с Владимиром Подгородинским, и он раскрыл некоторые секреты совместной работы этого состава.

— Творческий состав выбирал я. Это моя команда, это те люди, с которыми мы давно работаем. Многие театры страны используют приглашенные постановочные группы для создания тех или иных произведений, для того чтобы поднять творческий уровень театра. Это стоит определенных затрат конечно, но эта та правильная тенденция, которая на мой взгляд себя оправдывает в процессе эксплуатации спектакля. Другое дело, что для Барнаула – вот такая приглашенная команда – случай не частый.

- Спектакль "Первая любовь Дон Жуана" был поставлен ранее на сцене Одесского театра музыкальной комедии, а хватило ли у барнаульского театра ресурсов на эту постановку? 

- Безусловно. Театр увидел, все, что мы сделали, и согласился, потому что понял, что это все очень театрально, допустимо и возможно в условиях барнаульского театра. В Одессе спектакль идет с успехом, было очень много положительных отзывов, а исполнители главных ролей, благодаря этой постановке стали лучшими актерами года. Могу сказать, что Барнаул второй город, который получает возможность этой модели спектакля. Я называю это моделью, когда целиком хореография, костюмы и декорации переносятся на другую сцену. Это западный принцип работы театров – перенос удавшейся, состоявшейся модели спектакля. 

Мистика и мистификация 

Отрадно, что и до нашей провинции докатились западные модерновые отголоски. Имеет место быть и такая форма работы. Кто-то экспериментирует, кто-то моделирует. Главное, чтобы труппа развивалась, и зритель был доволен.

И несколько слов, о том, что же в итоге получилось. А получилась, цитирую пресс-релиз "остроумная пьеса-шутка, с моментами мистификации. Упор делается не столько на характер Дон Жуана и его похождения, сколько на силу мифа, заставляющего героя стать жертвой собственной репутации.  Да и сам Дон Жуан вроде бы вовсе не Дон Жуан. Он никого не совращает, а наоборот, сломя голову, убегает от влюбленных в него дам. А потом все же влюбляется…". А что же такого мистического в этом спектакле, спросите вы? 

Владимир Подгородинский,
режиссер:

Мистика эта театральная абсолютно. Потому что когда наш Дон Жуан первый раз открывает рот – становится понятно, что это женщина. Просто это такой парадоксальный взгляд на Дон Жуана. Обычно, Дон Жуан –это символ мужчины - дуэлянт, жизнелюб, любит женщин, я бы сказал – совершенный супермен. И вдруг женщина! Это очень театральная мистификация, условия игры зрителями принимаются сразу. Они объяснены у драматурга: папа у Дон Жуана когда-то скрыл пол ребенка, что не лишится состояния, и потому на девочку надели мужской костюм. Это скорее шутка, чем мистификация, сами понимаете, что очень сложно женщине сыграть мужчину.

Актуальность спектакля 

По словам режиссера – история о Дон Жуане продолжает оставаться актуальной по наши дни, и будет интересна большому кругу театрального зрителя, как говорится "от мала до велика". 

Владимир Подгородинский,
режиссер:

Музыка переаранжирована, переосмыслена, очень современно звучит. Пьеса тоже получила новую версию. Переставлены просто акценты, но речь по-прежнему идет о любви, о любви, которая созревает, происходит в несколько распущенном содомском мире. На самом деле – это наш мир, просто театрально показано то, что происходит у нас: достаточно посмотреть некоторые телевизионные программы, когда молодые люди подменяют слово "любовь", они ей "занимаются". Вот эти категории мне было важно вынести на сцену. И чтобы на фоне это распутного суетного мира наша влюбленные Командор и Дон Жуан выглядели как очень цельная, ясная, великая категория животворящая, то, что называется любовью!

Справка

Пьеса Самуила Алешина "Тогда в Севилье" всегда стояла особняком от всех других произведений о Дон Жуане, и в СССР она, мягко говоря, вызывала недоумение у театралов и пролежала  на полке почти двадцать лет, прежде чем увидела сцену. И все же благодаря невероятной  трактовке именно этой истории, появилась лирическая музыкальная комедия. Но сам драматург Алешин запретил музыкальной версии "Дон Жуана" появляться на подмостках театров. Как, же так? Он серьёзный советский писатель, и вдруг его пьеса пойдет в театрах, так сказать второсортного "легкого" жанра?!

И, тем не менее, в 1971 году Алешин разрешил поставить свою пьесу на музыку Самойлова в одном из провинциальных российских театров. И о чудо! Её увидели театральные деятели и критики из Москвы, они сравнили Марка Самойлова с "отцом" оперетты - Жаком Оффенбахом. Все центральные издания тогда написали об удачной постановке! Однако, музыкальная версия пьесы еще несколько лет находилась под запретом драматурга. В 70-х годах два российских театра все же умудрились (нелегально) достать мюзикл Самойлова и сделать свои постановки. Среди них был и наш театр Музыкальной комедии.

"Первая любовь Дон Жуана". Премьера театра Музыкальной комедии. 14, 15 и 16 мая. Телефон кассы: 38-03-92

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии