Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Северная столица России тепло встретила Алтайских музыкантов", - дирижер Дмитрий Лузин о гастролях с сюитой "Мастер"

В феврале этого года музыканты симфонического оркестра краевой филармонии и актеры Алтайского краевого театра драмы под руководством дирижера Дмитрия Лузина,  представили музыкально-драматическую сюиту "Мастер"  Эдуарда Артемьева в четырех городах европейской части нашей страны - в Санкт-Петербурге, Иваново, Ярославле и Москве.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

О том, как проходили гастроли  и  какие творческие планы у самого крупного музыкального коллектива края, которому в этом году исполняется 60 лет altapress.ru рассказал дирижер симфонического оркестра Дмитрий Лузин.

- Дмитрий Григорьевич, оркестр на таких больших гастролях не был уже давно.

Дмитрий Лузин, дирижер.
Дмитрий Лузин, дирижер.
Управление по культуре АК.
- Такие серьезные гастроли на таких крупных концертных площадках у оркестра впервые. В последние годы оркестр выезжал только в близлежащие территории: Новосибирск, Горно-Алтайск, Павловск, Рубцовск. 

Последний раз на большие гастроли в Москву коллектив ездил в 2007 году в рамках юбилейных мероприятий Алтайского края. Но такого, чтобы ехать сразу в четыре города  большим составом на длительное время, работать на таких престижных сценах, как Международный дом музыки в Москве, концертный зал "Миллениум" в Ярославле, театрально-концертный комплекс в Иваново, Большой концертный дал консерватории в Санкт-Петербурге, таких гастролей в истории оркестра просто не было, и не знаю, будет ли в ближайшее время. Поездка состоялась благодаря поддержке Министерства культуры РФ и администрации Алтайского края в рамках проекта, посвященного творческой судьбе нашего великого земляка Василия Шукшина.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

- Как восприняли постановку в столицах?

- Нас очень хорошо принимали. Если и возникали у слушателей какие-то сомнения в качестве и уровне исполнения приезжих "провинциальных" артистов, то они исчезали с первых же тактов потрясающей музыки Артемьева, исполненных нашими музыкантами, с первых же стихотворных строк, произнесенных актерами нашего театра. 

Несмотря на то, что сюита посвящена 85-летию нашего великого земляка, Василий Макарович в ней ни разу не назван по имени. Герой сюиты - Мастер, который живет в эпоху советской оттепели. Мыслит как многие писатели, поэты, режиссеры – его современники. Не случайно в проекте звучат произведения Окуджавы, Высоцкого, Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Андрея Тарковского. В музыке слышны мелодии и ритмы 60-х.

Роль Мастера замечательно исполнил популярный актер театра и кино Сергей Маховиков, роль Певца – рок-музыкант Александр Ф. Скляр. Необычный, но очень органичный сплав музыки и слова, несомненно нашел отклик даже у самого взыскательного слушателя. Прекрасные отзывы, которые мы получили, общественный резонанс в прессе, на телевидении (а мы смотрели интервью со зрителями в Иваново, в Москве) дают нам отличный стимул для дальнейшей работы.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

- У вас и у оркестра, какие впечатления остались от поездки?

- Поездка подарила нам самые богатые впечатления. Прежде всего – это творческие встречи с хорами и другими музыкантами в каждом городе. С нами работали Петербургский камерный хор, хор Московский консерватории, в Иваново – Камерный хор творческого объединения "Шереметев-центр", новый коллектив, который только пробует свои силы. Замечательный, уникальный, оставивший очень теплое впечатление коллектив - хоровая капелла Ярославской государственной филармонии.

- Наверняка каждый из них  что-то привнес в постановку. Расскажите, чем и какой хор больше запомнился?

- Больше всех запомнился, конечно, Ярославский хор. Это было попадание на 200%, изумительное качество. Подобное звучание я слышал только в западных хорах, таких как "Монтеверди-хор" и "Арнольд Шёнберг-хор". Очень приятно работать, когда на каждый твой жест хор реагирует по-особенному. Я сам испытывал это раньше только в Петербурге, дирижируя оркестром театра "Зазеркалье". Мне было интересно, до какой степени чутко хор может откликаться на жест дирижера. Я начинал перебирать пальцами, и они пели по-другому.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

- Вы выступали на крупных площадках, чем они и их зрители вам запомнились?

- Самый непростой зал для оркестра с точки зрения акустики был в Питере. Пришлось на ходу менять темп, динамику, чтобы произведение прозвучало достойно. Зато потом мне передали, что в Петербурге была очень необычная для этого города реакция зала. После спектакля зал встал и не просто аплодировал, но и кричал "Браво". Такое в Санкт- Петербурге, как правило, не принято. Обычно — это сдержанные аплодисменты.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.
В Иваново было сложно, потому что не хватало многих инструментов: арфы, виброфона, ксилофона, тамтама. В городе их просто нет. Пришлось вписывать их партии в синтезатор.

Наша постановка стала серьезным боевым крещением и для Ивановского хора. Новый коллектив, совсем недавно образованный, они пока только спеваются. Для них это очень сложное произведение. Подобную музыку до этого они еще не исполняли. Артисты хора сами признались, что не все получилось, но они очень старались. Надеюсь, что участие в нашем проекте – важная веха в становлении этого молодого коллектива. 

Москва — престижнейший зал, прославленный хор Московский консерватории - все это огромная ответственность. И какой важной поддержкой для нас оказалось присутствие в зале нашего губернатора Александра Богдановича Карлина, который прилетел специально на наш концерт, вдовы Василия Макаровича Лидии Федосеевой-Шукшиной и самого автора, Эдуарда Артемьева. Это придавало нам сил.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

- Как автор произведения оценил работу?

- После концерта Эдуард Артемьев вышел на сцену и поблагодарил оркестр. Он признался, что коллектив  очень вырос в профессиональном отношении (последний раз Эдуард Николаевич был в Барнауле в 2012 году). Тогда я почувствовал определенную гордость. В этой очень непростой и необычной музыке оркестр показал себя с самой лучшей стороны. В Москве многие коллеги удивились, что в "провинции" есть такой оркестр. Они спросили, что мы играем. Я  назвал им несколько последних произведений из нашего репертуара: в числе которых музыка  Рихарда Штрауса, Мориса Равеля, Игоря Стравинского, киномузыка Джона Уильямса и Эннио Морриконе. Их изумлению не было предела.  

- Перед гастролями изменился актерский состав. Как изменилась от этого постановка?

- Сергей  Маховиков, исполнивший роль Мастера, создал совершенно иной образ. Сергей Гармаш был более отстранен, Маховиков дал больше переживаний. Это были театр Брехта и театр Станиславского.

Конечно, очень много дал произведению Александр Феликсович Скляр — душа-человек. Он показал аутентичное исполнение блатной романтики, при этом ему удалось не уйти в пошлость, а "прожить"  и прочувствовать содержание этих песен. Это совсем непростая задача. Позже А.Ф. Скляр сам признался, что никогда не пел такой музыки.

Наши актеры замечательные: Николай Мирошниченко, Надежда Царинина, Владимир Громов, Дмитрий Плеханов, Вячеслав Сысоев, Антон Кирков, Александр Хряков, Юрий Антипенков, и, конечно, Галина Зорина - Муза.  Все они прекрасно играли  и зрители неизменно награждали их овациями.

Надеемся, что мы покажем "Мастера" у нас в Барнауле в следующем сезоне. Будем думать, как это сделать, потому что зрителю это обязательно нужно видеть.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

- В вашей практике до этого были подобные эксперименты?

- В моей нет. Я думаю так везет не каждому дирижеру.

- В этом году оркестр отмечает 60-летний юбилей. Какие сюрпризы вы готовите для зрителя?

- Мы продолжаем проект, который нам подарила Московская филармония "Звезды ХХI века" — выступление с лучшими молодыми солистами России.

Из крупных программ - осенью оркестр подарит слушателю исполнение Пятой симфонии Малера. Это композитор, музыку которого обязан играть любой симфонический оркестр.

К году литературы мы хотим приурочить исполнение "Патетической оратории" Георгия Свиридова.

Ожидается приезд нашего художественного руководителя  Владимира Рылова, программа его концертов сейчас в стадии обсуждения.

В мае к 70-летию победы исполним "Военные письма" Валерия Гаврилина. Петербуржская поэтесса Альбина Шульгина обработала для этого произведения реальные солдатские письма и народные тексты: от плача до частушки.

Гастроли сюиты "Мастер" в СПб.
Управление по культуре АК.

- Как вы видите себе будущее оркестра?

- Оркестр в хорошей форме. Он способен исполнить музыку любой степени  сложности.

Нам  бы хотелось предложить слушателям  больше старинной музыки. Больше играть современной музыки, особенно той, что написана в наши дни. В планах выпускать хотя бы по одной опере в концертном исполнении в сезон. В проекте Пиковая Дама, Тоска, Дон Жуан, Волшебная флейта. Думаю, нашим слушателям  это  будет интересно.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии