Скупые декорации сделали игру актеров более эффектной
Эта пьеса Горького давно уже вошла в анналы мировой драматургии. В Барнауле за последние сто лет ее ставили четырежды. Последний раз "На дне" шла на этой же сцене в 1966 году. "Тот спектакль был социальной драмой, - рассказывает артист Анатолий Корнев, который тогда играл Актера, а в постановке 2003 года исполняет роль содержателя ночлежки Коростылева. - В постановке Песегова есть большая глубина, свежесть. Это психологическая драма. Герои исповедуются на сцене, перед зрителями и Богом".
"Режиссер разрушает традиционный образ этого спектакля: вместо грязной ночлежки - приличная, хоть и заброшенная квартира. Герои вместо лохмотьев носят простой добротный трикотаж. Они не бомжи, а образованные люди, потерявшие веру и смысл жизни. Это интеллектуальный спектакль", - утвреждает барнаульский театральный критик Елена Кожевникова. Действие происходит в комнате, убранство которой ограничено столом, несколькими стульями и кроватями. В комнату ведет семь больших дверей. (Эти двери театру сделали в одном из исправительно-трудовых учреждений края.) Скупые декорации и не менее скупое освещение, а также минимальное использование музыкального оформления (на протяжении пьесы музыка звучит трижды. Это тема из песни Бориса Гребенщикова "Под небом голубым") заставляют зрителя все внимание обращать на актеров.
"Каждый актер - как на ладони. Ему не помогут колоритные костюмы и декорации, спецэффекты. Нужно делать все, что ты только можешь. Все зависит только от тебя. Это очень приятно и трудно", - признается Константин Кольцов, исполнитель роли Сатина. "Когда освобождаешь актеров от всяких костылей, они становятся беззащитными и мобилизуются, перестают стесняться своих чувств, становятся настоящими актерами", - говорит режессер Алексей Песегов.
Луку сыграет Золотухин
Взрослым посетителям работа Алексея Песегова очень понравилась. "Это праздник какой-то, - делится впечталениями Наташа. - Я в театре редко бываю и так удачно нынче попала. Актеры играют великолепно, и сюжет звучит очень актуально".
Зрители-подростки на премьере явно заскучали: гремели бутылками, болтали в голос, под конец спектакля целыми компаниями выходили из зала. Надзирающие за порядком учителя пытались водворить их обратно и грозным шепотом убеждали вести себя прилично. Актеры были расстроены, заинтересованные зрители возмущены. "Но что еще можно ожидать, если школьников водят в театр насильно, чтобы хоть так с программной классикой познакомить, - пожимает плечами студентка АГТУ. - Они и выходят из положения как могут: добрая часть таких зрителей нетрезвые сидят! А потом бабушки-билетерши на всех молодых зрителей укоризненно смотрят".
"У меня большие опасения за судьбу спектакля, - признается критик Елена Кожевникова. - Это серьезная работа, она для драмтеатра, для фестиваля. Тот зритель, которым МТА располагает, не соответствует этому спектаклю. И, надо признать, театр со зрителем не работает, изменить ситуацию не пытается".
Что будет со спектаклем дальше, покажет время. Сейчас режиссер Алексей Песегов (обладатель "Золотой маски", главной театральной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ) вернулся в Красноярский край, где он руководит одним из театров. В мае он планирует снова приехать в Барнаул, так как "На дне" будут разыгрывать в новом составе: в роли Луки выступит наш знаменитый земляк Валерий Золотухин.