В чем суть системы Станиславского
Система Станиславского строится по законам жизни и тесно связана с искусством переживания. Актер должен переживать то, что происходит с его персонажем, опираться на собственный опыт, наблюдать за окружающими.
Система строится на выяснении причин, которые порождают результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», сделать его переживания, чувства, мысли своими, уточняет Юлия Вернадская, кандидат философских наук, преподаватель Омского государственного технического университета.
Идеи Станиславского оказывают большое влияние на актеров и режиссеров по всему миру. Так или иначе большинство голливудских актеров знакомы с его системой или используют ее в своей работе. Американский актер Марлон Брандо говорил, что является приверженцем системы Станиславского, она помогла ему меняться от образа к образу до неузнаваемости, пишет "Российская газета". Идеи глубокого погружения в роль разделял также Эдриан Броуди. Чтобы вжиться в роль в фильме «Пианист», он похудел, отказался от телефона и автомобиля, бросил девушку и научился играть на пианино.
Хотя есть и те, кто до конца не поняли и не разделили идей Станиславского. К примеру, актер Энтони Хопкинс (известен по образу Ганнибала Лектера) говорил, что к эмоциям не нужно готовиться, хотя, если в какой-то ситуации ничего не чувствуешь, можно прибегнуть к советам Станиславского, пишет РИА Новости.
![Мим. Актер. Игра. Мим. Актер. Игра.](https://obj.altapress.ru/picture/458359/900x.webp)
Правда переживаний
Под «переживанием» Станиславский понимал процесс актерского творчества, его направленность и характер. «Переживание» – итог органического процесса перевоплощения, его высшая точка и оправдание, говорится в его книге "Работа актера над собой".
Актер должен переживать то, что происходит с персонажем. Эмоции не должны быть подлинными.
«Переживать», по Станиславскому, – значит оставаться живым, куда бы ни бросила актера мизансцена, идти от свежего чувства, а не от штампа, оставаться творцом, а не только имитатором, исполнителем чужой воли, прикрытым режиссером, художником и т. д". (Константин Станиславский «Работа актера над собой»).
Актер должен верить в «правду» того, что он делает, не должен изображать что-то, но должен проживать на сцене это что-то. Если игра будет максимально приближена к реальности, то зритель поверит актеру.
«Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий» (Константин Станиславский «Работа актера над собой»).
Режиссер требовал внутреннего оправдания всего, что делает артист на сцене.
![Театр. Театр.](https://obj.altapress.ru/picture/458358/900x.webp)
Продумывание предлагаемых обстоятельств
Станиславский требовал от артистов, чтобы они рассказывали ему полную историю жизни своих героев, даже если она не прописана в пьесе.
Для этого актер должен найти нужное ему переживание в себе, обратиться к собственному опыту и фантазировать. Чтобы персонаж действовал верно, следует продумать обстоятельства, в которых он существует. Актер должен «оправдать» каждое действие персонажа, понять его мотивы и логику.
Существует три круга обстоятельств, которые артист должен примерить на себя:
-
большой круг – исторический фон, на котором развиваются события пьесы;
-
средний круг – обстоятельства жизни персонажа: беден ли он, богат ли, женат или холост и прочее;
-
малый круг – то, что происходит с персонажем прямо сейчас, его желания и цели, пишет teatr-benefis.ru.
Рождение места и действий «здесь и сейчас»
Актер должен переживать игру «здесь и сейчас». Любая эмоция, любое действие должны родиться на сцене. Актер должен дать себе возможность захотеть совершить то или иное действие, которое будет естественным и оправданным. Если одно и то же действие из спектакля в спектакль будет совершаться каждый раз «здесь и сейчас», то он будет выполнять его по-новому, пишет wiki.
![Театр. Театр.](https://obj.altapress.ru/picture/458357/900x.webp)
Работа актера над своими собственными качествами
Актер должен фантазировать, чтобы роль получалась максимально «живой», для этому стоит использовать свою наблюдательность и память. Актер должен уметь управлять своим вниманием – не уделять внимание залу, но концентрировать его на партнерах,на происходящем на сцене.
«Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику» Константин Станиславский.
Кроме того, важный аспект актерской деятельности – это работа со своим телом. Константин Станиславский размышлял над тем, как изобрести средства, которыми можно было бы освободить организм актера от клише и дать ему наибольшую свободу и творчество, необходимые для решения предстоящей задачи.
Взаимодействие с партнерами
Партнеры на сцене должны друг другу доверять, помогать и содействовать. Чувствование партнера, взаимодействие с ним – один из основных элементов актерской игры, позволяющих поддерживать включенность в процесс игры на сцене.
Что Станиславский говорил о жизни и театре
10 фактов из биографии Станиславского
![Константин Станиславский. Константин Станиславский.](https://obj.altapress.ru/picture/458362/435x.webp)
-
Родился в Москве в семье промышленника Сергея Алексеева в 1863 году.
-
Семья увлекалась искусством и театром. В их доме был оборудован театральный зал. В юности Константин занимался вокалом и пластикой с лучшими учителями, подражал в ролях актерам Малого театра.
-
Первый его сценический дебют состоялся на любительской сцене в декабре 1884 года. Станиславский сыграл Подколесина в пьесе Николая Гоголя «Женитьба».
-
Псевдоним Станиславский Константин взял для сцены в 80-е годы XIX века. В течение десяти лет актерской работы он стал известным, пользовался успехом наравне с профессиональными актерами императорской сцены.
-
Первая самостоятельная режиссерская работа Станиславского состоялась в 1891 году – он поставил «Плоды просвещения» Льва Толстого, пишет histrf.ru.
-
В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали Художественный театр (МХТ).
-
В 1905 году была создана экспериментальная студия. Здесь Станиславский пыталcя найти новые формы передачи действительности с помощью декоративных средств.
-
В 1912 году Станиславский организовал 1-ю студию при МХТ для работы с молодежью. Здесь он хотел реформировать сценическое искусство, создать систему, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене.