- Вкладывая душу в персонажи всем известных мультфильмов, Вы формировали личности детей. Целые поколения воспитаны на словах "Давайте жить дружно!" кота Леопольда, песни Мамонтенка. Как Вы относитесь к современной мультипликации?
– Отвечу кратко: с горечью.
- Персонажи Ваших работ – это собирательный образ многих или у них душа одного человека?
– Я понимаю, о чем Вы спрашиваете. Когда Мурильо написал свою Мадонну, он перерисовал всех женщин Италии. В больших картинах я открыл свой путь использования модели-натурщика. Когда вы общаетесь с живым человеком — вы ловите его сердце, его духовное начало. Никогда не делаю эскизов, у меня свой наработанный метод. Я решил, а почему бы не подготовить модель так, как режиссер готовит актера для образа. (Улыбается). Порой я как гусар волочусь за человеком, например похожим на Александра Меньшикова, уговариваю его, что было бы недурно провести какой-то отрезок времени со мной. После натурщик читает книги, смотрит фильмы, слушает музыку того времени, я создаю среду в которой обитал Меньшиков. Мы встречаемся, и вот, на какой-то день, вдруг вижу – а ведет-то он себя как Александр Данилович! Уже что-то в нем проснулось! Я пишу, достаточно быстро, пока человек не растерял того особого внутреннего состояния. И тогда портрет в картине дышит и Меньшиков живой!
– Для того, чтобы писать полотна, Вы ждете вдохновения?
– Люди, которые ждут вдохновения - это бездельники. Если идет работа, то идет работа. Вам сказали вскопать огород, а вы ждете вдохновения. Надо — сделали. Талант и лень несовместимы. Это работа, дар Божий. Писать картины — это счастье великое.
– Вячеслав Михайлович, скажите, какие воспоминания, ассоциации у Вас вызывает детство?
– Я предвоенное дитя, родился до Великой Отечественной войны. Нашу семью, отправили поближе к Сталинграду. Мы жили в степи, в юрте. Ассоциативные образы живут в сознании человека. Когда оно пробуждается? Сразу после рождения, через год, два, десять, трудно сказать, у каждого по-разному… Очень хорошо помню бескрайние степи и громадное небо! Еще это запах кизяка, верблюды и тьма волков. В нашем роду многие столетия были и есть военные, все офицеры, которые служили государю-императору и в Отечественной войне 1812 года. Связующая нить тянется издалека, и все мое творчество посвящено Отечеству. Я также служу, пишу картины о моей стране, о защитниках, о наших предках. Я с большим почтением отношусь к прошлому. Терять эту нить поколений нельзя. У меня есть картины исторического плана, порядка ста пятидесяти портретов в одной картине, причем это костюмы, убранство и кони того времени, и скажу так — история в моих картинах точна до пуговицы.
– Вы чувствовали предопределение судьбы?
– Наверное, моя судьба мне была предопределена — я начал рисовать с трех лет, и вот несу эту ношу по сей день. Хотя мне все время предлагали служить, но у меня была другая задача, моя кисть — вот это мой бой.
– Вы ошибались в людях?
– Ошибался. Но это проходяще, если я ошибся, значит (мастер разводит руками), это была векторная связь. У нас очень много друзей, я благодарю Всевышнего, за то, что он нас балует.
– Как вы восстанавливаете силы?
(Пожимает плечами)
За Вячеслава Михайловича отвечает супруга художника Евгения Николаевна: – Когда он стоит у холста, то получает такой энергетический поток, что не теряет силы!
– Когда видишь Ваши картины, понимаешь, что Ваш духовный мир простирается за рамки Вселенной. А здесь на Земле, чем вы подкрепляете тело?
– (Улыбается) Пищей, которую дает мне супруга.
- Как Вы считаете, на какие ценности опирается мир?
–Любовь.
- Красота, любовь и нравственность – они могут сочетаться в одном человеке?
– Картины – это зеркало души. Если в картине это ощущение есть, значит, у художника это сочетается. Поведаю такое, у нас в 60-х годах прошлого столетия в Москве была выставка рисунков шизофреников. Ее устраивали два немецких психолога, врачи, они исследовали эту болезнь и способы ее излечения через рисунок. С той поры, а это было пятьдесят лет назад, я твердо убежден, что картины написанные больными людьми, (среди них встречаются именитые мастера), уводят нас из реальной действительности. Но мы живем в реальном крае, мы кушаем реальную пищу, носим реальную одежду, любовь наша реальна. Нет любви — нет жизни.
– Вячеслав Михайлович! Благодарим Вас за беседу, желаем вдохновения и крепкого сибирского здоровья!
Справка
Вячеслав Михайлович Назарук – известный российский художник. Создатель исторических полотен для музеев страны. Основное направление деятельности в настоящее время – это живопись на исторические темы. Творческий путь Вячеслав Михайлович начинал на студии "Мульттелефильм" как художник-постановщик. Всем известны замечательный кот Леопольд, Крошка Енот, Мамонтенок, мультфильмы "Элли в волшебной стране", "Кот в сапогах" и другие его персонажи. Мультипликация стала неотъемлемой визитной карточкой мастера. Также известны его картины, такие шедевральные полотна, как "Проводы Перуна", "Куликовская битва", "Ледовое побоище", триптих "Слово о полку Игореве", "Вагры" (Морской десант).