Циничные отморозки вместо трогательных беспризорников
Сценическую версию придумал питерский режиссер Юрий Ядровский. С его оригинальным восприятием мира, привычкой удивлять зрители уже знакомы: за последние полгода Ядровский поставил "Щелкунчика" в краевом театре драме и "Дюймовочку" в Молодежном театре Алтая.
"Генералы" - спектакль взрослый и жестокий. На сцене льется кровь, в сумраке блестят ножи, боль и истерика выплескиваются в зал. В одном из эпизодов герой Анатолия Киркова (Профессор) ругается матом. Нам предлагают новое прочтение трогательной истории о мальчишках-беспризорниках. У Ядровского они уже выросли... Это взрослые "отморозки", отвергнутые миром и создавшие свой мир мрака, холода, отчаяния. Здесь нет места любви, она обречена на смерть...
"Как для человека для меня неприемлемы этические моменты мировоззрения этого спектакля. Поэтому было очень тяжело работать, сдавали нервы. Но в последнее время я понял, что при всей ее циничности и жестокости, эта история состоятельна. По принципу "клин клином вышибают". Это история о нелюдях, история ультрасовременная. Мы показываем даже не настоящее, а будущее общества", - говорит актер Дмитрий Мальцев (Леденчик).
Танец под дождем между бочек из-под мазута
Сценическое пространство заброшенного мира придумал художник Олег Головко. Для создания антуража он решил использовать металлический пожарный занавес, который не опускали много лет. За одну ночь занавес расписали рисунками юные граффитисты Дима Панин и Андрей Акишев.
Над сценой горят десятки тусклых огней. Периодически они "танцуют", и это зрелище завораживает... На сцене располагается 21 бочка из-под мазута. В эти бочки сверху периодически бежит вода. Олег Головко говорит, что устроить это было самым сложным. А еще было проблематично... собрать нужное количество бутылок. В спектакле есть эпизод, в котором происходит ограбление магазина: актеры выкатывают на сцену продуктовые тележки, полные прозрачных полуторалитровых бутылок. "Емкости собирали всем миром, - рассказывает Головко. - Набрали около пятидесяти "полторашек", но мне бы хотелось, чтобы их было еще больше. Я бы не отказался, если бы нам принесли еще пустых бутылок". "Я старался использовать как можно больше выразительных элементов, но теперь мне кажется, что с "визуалкой" даже получился перебор", - отмечает художник.
Лично мне показалось, что в этом спектакле как раз всего в меру, и все подобрано более чем тщательно: декорации, костюмы, музыка ("К Элизе", мелодии из "Генералов", классика, рок). Напряженные барабаны, и актеры с белым гримом на лицах, исполняющие капоэйру - танец бразильских негров. Капоэйра - это и танец, и борьба, и игра, и способ выживания. Спектакль сразу задумывался, основанным на капоэйре. Слов в постановке мало. Все решают движения.
За несколько месяцев репетиций спектакль претерпел много изменений, время действия сократилось вдвое (сейчас "Генералы" идут 58 минут). Один из актеров свернул себе шею перед генеральным прогоном, но с помощью врачей сумел войти в форму к премьерному спектаклю.
Псевдоэпос мегаполиса должен заставить зрителей задуматься о будущем
Труппа ожидала, что публика будет разбегаться из зала, но этого не случилось. Правда, в одном из эпизодов, когда все беспризорники начинают скрести ложками по жестяным тарелкам, у нескольких зрителей все же не выдержали нервы, и они вышли. Но вернулись.
Мнения зрителей разделились: кого-то неординарность постановки привлекла, кто-то ужаснулся жестокости спектакля. "Мне хотелось увидеть грустную, добрую, меланхолическую вещь, а все было так цинично", - сказал Дима, десятиклассник из школы № 42. - И так безысходно.
"Да, морали тут маловато, а точнее, ее просто нет, - говорит художник Олег Головко. - Мы показываем пограничное существование человека, возможность выживания в вакууме. Я бы определил жанр "Генералов" как "псевдоэопс мегаполиса". Духовные суррогаты, дикость и стадность современного человека - все эти темы актуальны и заставляют задуматься".
"Нравственного вывода нет, а его и не должно быть. Если мы объясним, почему так происходит или где выход из этой ситуации, - мы лишим зрителя права на осознание", - считает актер Дмитрий Мальцев.