– Тут представлено все, касаемое смерти, все сюжеты: библейские, шекспировские, вот лермонтовский Демон, – Светлана показывает нам гравюры, которые пока еще не развешаны по стенам. – Вообще-то, я ожидала, что будет больше библейских сюжетов, но тут в основном готическая архитектура, интерьеры… Япония, Восток, наш лубок… Вот вам еврейское кладбище… А вот схема семейной усыпальницы. Смотришь на это все и понимаешь, что мы относимся к смерти не так, как наши предки. До эпохи романтизма человек знал, что умрет, и готовился к этому.
Нам рассказывают про коллекционера. Сергей Якушин прекрасно говорит на четырех языках, он академик Европейской академии естественных наук, член Союза художников и Союза журналистов России, организатор ежегодной московской международной выставки "Тема смерти в современном искусстве" и прочее. Странствуя по свету, он, как говорится, не закрывает глаз и уже больше 20 лет на всех аукционах мира покупает гравюры, объединенные темой культуры погребения и траура. В его собрании – около двух тысяч работ. В экспозицию входят 124. Выставка с успехом прошла в Новосибирске, Кемерове и Новокузнецке, после Барнаула поедет дальше по Сибири. А в Новосибирске рядом с крематорием будет открыт первый в России Музей мировой погребальной культуры.
– Возможно, кого-то оттолкнет само название выставки, – продолжает Артюхова, – но функция у нее просветительская: познакомить жителей края с произведениями граверов XVIII–XIX веков.
Алла Радзиловская,
представитель коллекционера:
Выставка не вызывает тягостного впечатления. Когда я первый раз с ней работала, я удивилась тому, что у меня было очень хорошее настроение, я получила массу удовольствия и положительных эмоций. Через века в истории остаются лучшие работы лучших мастеров, а гравюра – это достаточно трудоемкий вид искусства. И если взять всех мастеров, которые показаны на выставке, то самый интересный – это Приёр, потому что он объездил весь свет и зарисовал погребальные ритуалы разных народов мира.