Наталья Николенкова,
поэт:
Собаку кормить надо вечером до отвала и утром в меру, чтобы она брюхо по земле не волочила, - слушали мы с экрана глуховатый голос сибирского охотника. Слушали – потому что яркое солнце мешало смотреть фильм , но мы не сдавались. 27 февраля эти кадры зимней охоты и рыбалки стали как бы нашим прощанием с зимой.
Елизавета Манскова,
тележурналист:
У нас обычно как снимают деревню? Всё разрушено, все спились… - А этот фильм – о другой жизни. Четыре серии по 50 минут о настоящих жизненных ценностях. Как глоток чистой воды.
В 1986 году Михаил Тарковский уехал из Москвы в красноярскую тайгу. " Этот мир даёт правоту, которая порой дороже более широкого взгляда, - сказал он на этой встрече, процитировав Пушкина - "В глуши звучнее голос лирный…"
Наталья Николенкова,
поэт:
Его проза – голос Сибири. И когда он говорит барнаульским студентам: - Ребята, берегите свою малую родину, не бросайте её! – это честно. Сегодня Тарковский готовит новый документальный проект, очень непростой. Это будет попытка понять, как сибирская природа влияет на душу человека.
На творческой встрече Михаил Александрович читал кусок из новой, еще не опубликованной книги.
Наталья Николенкова:
Читает он артистично, ярко выделяя разговорную речь персонажей, напирая на "р". "Беспреткновенно!" - запомнилось мне словцо одного из героев. Или послушайте, как звучит четырёхстопный ямб его прозы: "… подумал Женя с раздражением." Впрочем, на чтение стихов организатор встречи Сергей Мансков тоже Тарковского раскрутил.
Аудитория раскрутила писателя и на таёжные байки: о том, как гоголь топил в реке вцепившегося в него когтями сапсана; о том, как, перевернувшись в лодке со всем охотничьим скарбом, Тарковский лишился сундука с книгами – и как был счастлив потом, обнаружив в избушке томик Пушкина.
- Занимаетесь ли Вы какими-нибудь духовными практиками? – звучал пытливый голос с галёрки.
- Духовными практиками занималась канадская экспедиция, которая объелась мухоморов, - отвечал Тарковский под хохот зала. – А мы храм в деревне построили.
Вопросы о знаменитых родственниках, к неловкости многих и самого Тарковского, всё-таки прозвучали. Но прозвучали вопросы и о главном: о роли Сибири в судьбе России, о русской душе, о том, должна ли быть литература социальной, должен ли писатель чувствовать своё мессианство…"
Из ответов на вопросы:
Любимый фильм – "Андрей Рублёв".
Любимые русские писатели – Бунин, Астафьев, Распутин и весь ХIХ век, все, кого в школе проходят. Николай Гумилёв.
В Москве бывает раз в году.
Правый руль – дальневосточное послание Москве.
Литература обязательно должна быть социальной! Ведь пишут о том, что болит. А у русского человека самая большая боль – его земля.
Должна быть вера в Россию и надежда. Иначе не выжить.
К трофейной цивилизованной, грамотной охоте относится положительно: это один из способов спасти русскую промысловую охоту. Весенняя охота – это праздник.
Цена на соболя в этом году отличная.
Усинский тракт в Саянах – восточный брат Чуйского тракта.
На Шукшинских чтениях – боль оттого, что у нас в Красноярске нет Астафьевских.
На тропическом океанском побережье согласился бы жить, только если бы там был холодный уголок, где можно писать.
Любовь к Сибири – это с детства, от бабушки, которая подсовывала книги о природе: Федосеева, Астафьева, Бианки…
(О семейных реликвиях.) Лучшая реликвия должна быть в сердце.
(О мессианстве.) Хочется чего-то такого, наверное. Какая-то есть арматурина важная…
Счастливый человек – это тот, который знает, зачем живёт, и живёт на месте, которое любит и на котором может что-то сделать.