– Полтора года назад из-за их выступления мы прервали свадебное путешествие! – похвастался мне один из молодых поклонников.
– А теперь я жду ребенка, и мы снова здесь! – добавила радостно супруга, которой музыканты перед концертом дали автограф: "Для беременной Тани". Нам они тоже не отказали как в автографе, так и в интервью.
– Спустя почти четверть века вы по-прежнему расшифровываете название как "Неформальное объединение молодежи"?
Кагадеев: – Мы, наверное, вечно молодые, потому что всегда в творческом процессе, всегда что-то придумываем. Привыкли реализовывать любые идеи, которые приходят в голову и кажутся достойными, будь то музыка, живопись или литература. Последние десять лет увлекаемся кино. Только что закончили свой самый большой проект – "Звездный ворс", неделю назад устраивали первый показ для журналистов. "Ворс" – достаточно сложная работа, сделанная с большим размахом: это и съемки в павильоне с кучей специально сооруженных конструкций, и 3D-графика... Хочется почтить память Романа Трахтенберга, который сыграл последнюю роль в этом фильме. Очень хороший, талантливый актер. Умер буквально спустя две недели после окончания съемок…
– "НОМ" родился в СССР. Что вспоминается первым делом из той эпохи?
Гусев: – В основном воспоминания почему-то веселые: веселая борьба с окружающим идиотизмом, хорошая компания. Унылые очереди и всевозможные глупости вспоминаются уже при анализе эпохи. Но личная жизнь была отдельная, не связанная с унылостью.
Турист: – Идиотизма-то и сейчас не убавляется!
Кагадеев: – Поэтому мы никогда не останемся голодными!
– Вы участвовали в "марше несогласных", но при этом как-то сказали, что политические взгляды сужают мировоззрение.
Кагадеев: – Наше творчество всегда было сатирой, но у нас нет общей политической позиции, как, например, у Шевчука. С другой стороны, мы сейчас, как группа, с большим удовольствием участвовали в проекте, посвященном 70-летию Лимонова, уважая его как творческую личность, как человека. И уважая за общественную позицию в том числе, хотя мы и не все его взгляды разделяем. Вот, кстати, пример человека, победившего старость. Глядя на Лимонова, сложно представить, что ему 70. Если не хочешь – не будешь стареть. К юбилею мы написали на его тексты музыкальную ораторию. Причем не на стихи, а на прозу.
– Приходилось ли вам пересекаться с чиновниками от культуры, которые говорили: "Выведите их отсюда"?
Гусев: – Скорее нет. Может, хватало им ума понимать, что не все у нас так прямолинейно, что мы работаем с художественными образами…
Кагадеев: – А может, просто у них позиция "мели, Емеля, твоя неделя". Поставили в полуподпольные условия, а теперь, по большому счету, могут не обращать внимания и не бояться.
Впрочем, я вспомнил про цензуру. У нас были три тематические выставки" "КОЛХУев" (объединения "Колдовские художники". – Ред.): "ЧМО" – "Человек. Магия. Общество", "Тартарары" – "Тюрьма, армия, ресторан как краеугольные камни бытия" – и "Либидо". Последняя была посвящена отношениям между полами. Ее-то и закрыли чиновники через три дня. Сначала посмотрели, порекомендовали повесить табличку, что детям до 18 не рекомендуется. Пожали руки. Через три дня приходит директор ЦДХ: " Сворачивайтесь, эта выставка оскорбляет чувства москвичей". Кого она оскорбила? Я не знаю. Народ жал руки, веселился, смеялся.
Когда привезли ее в Питер, Митя Шагин из галереи "Митьки" нас принял. На следующий день в "МК" появилась анонимная статья "Митьки пригрели порнографию". В лучших традициях пресловутых тридцатых.
– В чем задача сатиры? Как она должна воздействовать на человека?
Кагадеев: – На самом деле так просто жить веселее. То, что ирония или сатира могут сделать человека лучше, – иллюзия. Ну и что? Зато у нас это получается хорошо. Как написал Зощенко: "Ну что, если я с детства понял, что у меня очень острый взгляд на все плохое? Я это хорошо чувствую и хорошо отражаю". Это действительно у него хорошо получалось. А когда он стал искать положительного героя, писать рассказы по заказу – получалось реально плохо. Так и мы осознаем, в чем талантливы.
– Ваша песня "Обезьяноид" довольно грустная: "Только дети или внуки станут, может быть, людьми". От кого все-таки произошел человек?
Николай Гусев: – Не знаю, от кого человек, а вот что обезьяна произошла от человека – это точно.
НОМ. Город
Далекий тот край, откуда я прибыл,
Зовется Сибирью меж вами – жидами.
Величья души не понять вам сибирской,
Для этого надо здесь долго прожить.
В далеком краю, откуда я родом,
Сосны цепляют за небо ветвями,
Реки на север текут – исполины –
Между великих равнин и утесов.
Обское море есть здесь и шлюзы –
Сильных и смелых людей средоточье.
Каждый великого края достоин,
С буквы большой, как один, – Человечищи.
Справка
Первые домашние записи ленинградской группы "НОМ" появились в 1986 году. Своим творческим методом коллектив объявил "драматизацию идиотических проявлений действительности и идиотизацию драматических". Музыкальный критик Артемий Троицкий назвал "НОМ" "последним пристанищем безжалостной русской сатиры".
Определение "музыкальная группа" слишком узко для "НОМ": номовцы выпускают фильмы, книги, пишут картины и т. д.
Факт
Официальный сайт группы – www.nomzhir.spb.ru. Сайт студии "Номфильм".