Работы, созданные художником в течение последнего года и представленные на суд барнаульцев только 22 ноября, уже попросили снять. Кто – в галерее не ответили, сказав, что картины "не прошли цензуру". В итоге 18 полотен Ефремова теперь стоят на полу, развёрнутые лицевой стороной к стенам.
Такой разворот событий вызвал недоумение не только у зрителей, но и у самого автора.
Денис Ефремов,
художник:
О решении галереи снять выставку узнал только вчера. Меня возмущает факт того, что чьи-то вкусы и представления дали основания для закрытия. И то, что это ущемляет мои права на самовыражение, и права барнаульцев самим выбирать и решать, что им смотреть, о чём думать.
Сам факт давления на галерею кажется мне огромной глупостью. Многие барнаульцы, с кем мне довелось общаться, хотели бы большего культурного разнообразия в городе, и им эта выставка крайне понравилась. В первую очередь как факт развития. Особую комичность ситуации придает то, что сама выставка просвещенна цензуре. И как раз доведение факта цензуры до абсурда - серия "Стесненный художник". Она про то, когда все понимают, знают и чувствуют, что это есть, и попытка скрыть кажется глупой.
Серия "Ожидания" - про ожидания публики от искусства. Тут тоже используется приём доведения до абсурда. Да, там есть секс-игрушки в работах, но только для того, чтобы показать - если требовать от искусства только удовольствия, это приведет к такому вот неожиданному результату, как такая "фантастическая антиутопия", где картины доставляют удовольствие зрителю.
Современное искусство - оно о проблемах, противоречиях, радостях, часто и о чём-то хорошем. Но доставлять удовольствие зрителю - это не к художникам, это к дизайнерам... Они думают о комфорте зрителя.
Да, некоторые работы на выставке могут вызвать чувство отторжения, но это сделано специально, чтобы показать, как мне самому эта антиутопия не нравится. Но в целом выставка радостная, большая часть работ вызывает улыбку - адекватную реакцию на абсурд.
Анна Дранишникова,
куратор выставки:
Я не могу сказать, почему же её на самом деле закрыли. И думаю, что сказать это могут только люди, повлиявшие на это решение. Только надо понимать, что сделать они это могут, только если широкие массы их об этом попросят, в чём я лично очень сомневаюсь.
Дело не в выставке, а в способности людей смотреть шире: иронизировать над тем, что происходит в обществе, в котором они живут, смеяться над собой.
Расстраивает не только закрытие выставки, но и то, что это может стать привычкой. А если такая цензура войдёт в практику, то о какой "Столице юга Сибири" вообще может идти речь? Мне кажется, что зрители имеют право выбирать сами, что им смотреть, а что нет. Тем более в "столице".
"Сублимация и мимикрия" должна была действовать до 9 декабря.
29 ноября в галерее всё же возобновится экспозиция работ Дениса Ефремова – сотрудники снова поместят картины на стены белого зала галереи Sol’. У жителей города будет всего 2 часа, чтобы посетить выставку и сформировать собственное мнение о проекте новосибирского художника "Сублимация и мимикрия".
Начало в 18.00.