История искусства — это история течений, стилей и объединений. Для молодых художников объединяться и идти к какой-то общей цели, делать совместные выставки — это даже необходимость. Но в Барнауле сейчас нет ни одной активно выставляющейся под своим именем группы молодых художников, они действуют разрозненнно и подчас совсем не знакомы друг с другом: исправить эту ситуацию и была нацелена данная дискуссия.
Её открыл директор галереи Вадим Климов, рассказавший о "Тихой мансарде", первом объединении неформальных художников в Барнауле. Он определил два пути, по которым может пойти объединение: организоваться "снизу" и работать самостоятельно, как это было у "Тихой мансарды", или присоединиться к какой-либо официальной организации наподобие молодёжного отделения Союза художников в других городах. Мысль о создании такого объединения была у Николая Зайкова, ответственного за работу с молодёжью в краевом отделении Союза художников. В ходе встречи он рассказал о таком опыте в Новосибирске, Красноярске и Томске и сделал вывод, что это неподходящий для Барнаула вариант: он себя не оправдывает.
Также Николай Зайков рассказал о подготовке Межрегиональной молодёжной выставки "Аз.Арт. Сибирь — 2015". Она состоится в апреле следующего года и обещает быть не менее масштабной, чем в прошлый раз. Напомним, что в 2013 году биеннале включало в себя 6 номинаций для авторов до 35 лет и охватило собой практически все выставочные площадки Барнаула. Конкурс предполагает индивидуальное участие, но "Аз.Арт" включает в себя и параллельную программу: она является хорошим способом заявить о себе группе художников на всю Сибирь.
Художник Юрий Юрасов, один из основателей объединения "Бедная Лиза", действовавшего в Кемерове на протяженнии 10 лет, призвал авторов работать вместе. Он подчеркнул, что взаимопомощь и среда общения помогают профессионально расти, а если группа делает себе имя в художественной среде, то это помогает состояться каждому её участнику.
Впрочем, заявлений о создании группы не случилось. Некоторые из молодых художников работают вместе и даже позиционируют себя как объединение, но не делают совместных проектов. Такая закрытость — последствие несформированной художественной среды в городе, её разрозненности: художники разных сфер деятельности, поколений, учебных заведений не взаимодействуют друг с другом. Молодым удожникам сегодня не хватает знаний, образования в сфере истории искусства, доступной информации о профильных конкурсах и просто поводов собраться вместе и сделать что-то крупное. Как показала встреча, на данном этапе молодые авторы предпочитают работать индивидуально, общаются небольшими компаниями и организовываться масштабнее не готовы.
Лидия Зиновьева