Ее автора Евгения Бучнева называют философом и надеждой русской живописи. Евгений объясняет, кто такие "мебельщики" и рассуждает об истинном предназначении людей искусства.
- Я делюсь тем, что мне нравится, тем, что люблю: рассветы, закаты, села, - рассказывает Евгений Васильевич. - Я рос в деревне с бабушкой и дедушкой. Управлялся с коровами, работал в огороде, помогал по хозяйству. Дел хватало с утра и до вечера, хотя недостатка в радостях ребячества не испытывал.
Мне очень дороги воспоминания о детстве. Я дорожу каждым прикосновением к нему.
- То есть вдохновение к вам приходит из прошлого?
- Не только. Из настоящего - прочитанных книг, воспоминаний известных людей и прочего – тоже.
- А в чем сегодня вы видите предназначение художника?
- Искусство, как сказал философ Ильин, – это служение. Кто если не художник формирует вкусы людей? Он несет большую ответственность за культуру, потому как миг, запечатленный художником, становится вечностью. Так что писать нужно день сегодняшний, а не фантазировать о том, что ты будешь писать завтра.
...Искусство ведь может идти либо вверх, либо вниз, и художник в связи с этим всегда стоит перед выбором: в каком направлении ему двигаться. Я думаю, чтобы сохранить свой дар, нужно любить не себя в искусстве, а искусство в себе.
- Ваш друг, писатель-историк Лев Анисов говорил: "Едва ли не вся художественная Россия ныне изучает обои, пользующиеся спросом в Европе", т.е. служит не искусству, а на потребу общества и ради материального благополучия. Вы согласны с ним?
- Обои… Очень точно подмечено. В этом изречении есть здравое зерно. Сама эта мысль зародилась уже давно. Например, Верещагин называл многих художников "мебельщиками". В его понимании, это были художники, которые пытаются угодить людям не всегда порядочных, не всегда здравых, где-то даже порочных вкусов. Картины таких художников заполняли простенки между мебелью. К слову сказать, и покупателей интерьерных картин он тоже называл "мебельщиками".
Но пытаться угодить можно по-разному. Например, написать противный ширпотреб, который не нужен в музее и даже (может случиться и так) в потребительской среде. С другой стороны, угождая, можно создать и нечто высокохудожественное. Посмотрите на портреты Крамского. Многие из них написаны на заказ. Но ширпотребом их точно не назовешь… Отношение к искусству, к людям, к себе в искусстве очень важно. Важно четко понимать, для чего ты пишешь картины.
Если случилось так, что ты выбрал большое искусство, не пишешь по заказам и при этом твои работы не продаются, надо потерпеть тесноту, надо перетерпеть нищету, может, и неблагоприятное отношение близких к тебе, может, и унижение: "Ты ничего не можешь продать! Ты никчемный художник!". Да и Бог с ним! Ну, нет пока такой возможности. Ты вопреки всему делаешь то, что по-настоящему любишь. И это радует людей, особенно когда ты делаешь свое дело хорошо.
Все-таки сегодня есть хорошие художники. Дай Бог, чтобы они работали, трудились, несли свет обществу.
- Как не уйти в массовое искусство и сохранить свой дар?
- Я думаю, это не так просто. Все-таки основа закладывается еще в раннем детстве, а потому стержень есть у каждого. Я считаю, на протяжении жизни необходимо "наматывать" на него свои хорошие дела, добрые качества и стремления, чтобы к концу пути он стал драгоценным. Так что, спеши делать добро.
Справка
Евгений Васильевич Бучнев – художник-живописец, член Союза художников России. Его картины выставлялись в Москве, Иркутске, Новосибирске, Томске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске, Майме, Соузге. Провел более десяти персональных выставок. Полотна художника находятся в частных коллекциях Германии, Кореи, России.
В экспозиции барнаульской выставки представлено более 50 работ. Выставка продлится до середины сентября.