На выставке представлены живописные работы в различных жанрах - портрет, натюрморт, пейзаж.
Творчество Ирины Анатольевны многопланово и оригинально. Еще со студенчества она обратилась к созданию тематических пейзажей Горной Колывани. Эта преданность теме продолжается все годы жизни художницы. От теоретического изучения данной темы в годы учебы в Омске, художница перешла к ее развитию в своем творчестве. На ее полотнах мы видим причудливые узоры колыванских минералов, богатые природные оттенки яшмы, порфира, малахита. В своем триптихе "Элегия камня" художница одухотворяет камень в символической и лирической форме: мы видим прекрасных девушек, которые в цветовой гамме, в изящных изгибах юных тел как бы демонстрируют таинство созревания камня.
Тематический пейзаж занимает важное место в творчестве художницы. Существуют целые серии, посвященная Горной Колывани. На некоторых работах камни взяты крупным планом, показана их структура; есть также общие виды – "Далекий туманный Тигирек. Утро", "Вид на г. Синюху. Раннее утро". Они спокойные, открытые по композиции. Но присутствуют в ее творчестве и пейзажи эпичного характера, такие как "В поисках Беловодья". В этом пейзаже присутствуют элементы жанровой картины, за счет введения человеческих изображений. Но они обозначены лишь намеком, условно. Основной акцент сделан на изображении гор. В них как бы заложены антропоморфные и зооморфные образы.
У художницы сильно развито чувство формы. Она склонна к эклектическому подходу, усваивая элементы многих систем.
Темы некоторых ее работ требуют осмысления, они наполнены эзотерическим смыслом ("Вечность"; "Край"; "В тенетах Эрлика. Золотая карета") "Чем дольше вглядываешься в эту пустую карету, тем больше возникает сказочных ассоциаций" - заметил художник Ю. Кабанов. Действительно, работа необыкновенно насыщенна янтарным, мерцающим светом.
Даже портретные работы Ирины Леденевой насыщены тематикой Горной Колывани (портрет Дмитрия Леденева – "Дух Горной Колывани"). В своих портретах художница не просто отображает внешние характеристики модели, но и старается выразить психологическую составляющую. Таков ее портрет доктора искусствоведения Т.М. Степанской – "Искусство, храмы и любовь".
Пожалуй, важнейшее место в творчестве Ирины Леденевой занимает натюрморт. Он обращает на себя особое внимание. Художница часто пишет цветы, самые разнообразные, как на нейтральном фоне, так и в постановочном варианте. Если ранние натюрморты проработаны более тщательно, чувствуется большая роль рисунка, то более поздние работы в этом жанре построены исключительно на цветовой выразительности, насыщенной лепке форм. Как выразился алтайский художник-график Ю. Кабанов, "художница живет цветом".
В произведениях И. Леденевой главным предметом внимания является то, что в работах многих художников служит лишь фоном. Природа во всем ее многообразии – вот что важно для автора. Может быть поэтому на многих своих полотнах художница изображает людей или архитектуру в центре композиции, не делая на них акцент. Она пишет их как тень, мираж ("Храм Воскресения Христова в Колывани").
В живописи Ирину Леденёву интересуют градации цветовой палитры, изысканность колористических решений. Особенно это присуще живым пленэрным этюдам.
Весь творческий путь художницы – оттачивание живописного мастерства, приобретение опыта, знания и компетентности в намеченных областях.
От Ирины Анатольевны, также как и от ее работ, исходит внутренний свет, притягательность. Она обладает оптимизмом, личным обаянием, верой в свои творческие способности. Художница предпочитает работать с другими больше, чем сама по себе. Работы ее выпускников – сплав мастерства педагога и студентов.
Справка
Ирина Анатольевна - член Союза художников России с 1998 года. Она представляла свое творчество на более 100 международных, всероссийских, региональных, краевых художественных выставок в Барнауле, Омске, Томске, Кемерово, Иркутске, Москве, за рубежом (Германия и Бельгия), из них более 30 –персональных. Ее работы находятся в частных коллекциях Франции, Германии и других европейских странах.
Художница окончила Барнаульский строительный техникум, живописно-педагогическое отделение Новоалтайского художественного училища и художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М.Горького. Она вела и ведет активную преподавательскую деятельность в Новоалтайском художественном училище, Барнаульском педагогическом университете, а в настоящее время – на кафедре Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.