Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Барнауле открыли выставки художников Михаила Курзина и Ивана Чашникова

14 июня в Государственном художественном музее Алтайского края открылись мини-выставки художников Михаила Курзина и Ивана Чашникова, оставивших заметный след в искусстве Алтая. Об этом сообщает Управление Алтайского края по культуре и архивному делу.

Выставки приурочены 125-летию со дня рождения художников. В музее представлена одна из сохранившихся и дошедших до наших дней работ Кузина из коллекции первого художественного музея Барнаула "Портрет Николая Гуляева" (1913), архивариуса Главного управления Алтайского округа, краеведа. Портрет находящаяся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. "Волевая собранность ощущается в выражении лица портретируемого – строгих, собранных мыслью складках высокого лба, плотно сомкнутых губах, спокойном и уравновешенном взгляде. При этом в его образе присутствует внутренняя динамика, движение неутомимой творческой мысли, бескомпромиссно взвешивающей и оценивающей", - отметили в управлении.

На юбилейной персональной выставке Ивана Чашникова представлено три работы художника из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Это тонкие по колориту и лирические по настроению пейзажи "Клязьменское водохранилище. Козочки", "В окрестностях села Сенеж" и "Развалины (Грузия)".

В начале 1930-х годов по заданию Наркомпроса Чашников совершил творческую поездку в Мцхетский район Грузии, где на реке Кура была построена Земо-Авчальская электростанция имени Ленина, первый запуск которой состоялся в 1927 году. Художник писал не только знаменитую электростанцию, но и виды Грузии, ее архитектурные и исторические памятники. Одна работа из этой серии "Развалины (Грузия)", представленная на выставке, показывает нам уголок Грузии, ее природу, дошедшие до наших дней фрагменты раннефеодальной крепости.

Подмосковные места запечатлены на работах "Клязьменское водохранилище. Козочки" и "В окрестностях села Сенеж". Работы наполнены солнцем, в них замечательно передана световоздушная среда. Видно, что художник, опираясь на лучшие традиции русской пленерной школы живописи, совершенствовал свое мастерство в русле этих тенденций.

Справка

Михаил Курзин (1888–1957) – профессиональный художник, живописец, график, педагог, один из наиболее ярких представителей русского авангарда 1920–1930 годов.

С раннего детства жизнь будущего художника была связна с Барнаулом, где прошли с перерывами первые тридцать пять лет его жизни.

В 1907 году он окончил Казанскую художественную школу. В 1907–1908 годы продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогом был Константин Коровин.

В 1918 году вернулся в Барнаул. В том же году стал членом Алтайского художественного общества и преподавателем в одной из двух студий Алтайской губернской советской художественной школы. Много сделал для создания в городе первого художественного музея, названного Музеем изящных искусств и открытого в 1921 году в здании бывшей Дмитриевской церкви.

Параллельно в 1920 году преподавал в Высших государственных художественно-технических мастерских в Москве, а в 1921 году был сотрудником отдела ИЗО Главпрофобра Наркомпроса РСФСР.

С 1924 года жил в Средней Азии. Являлся одним из организаторов общества "Мастера Нового Востока".

Дважды был репрессирован и находился в ссылках (1937–1946), (1948–1954). В 1954 году, после смерти Сталина, был реабилитирован и вернулся в Узбекистан.

Иван Чашников (1888–1971) – профессиональный живописец, график, один из ярких представителей старшего поколения советских художников, мастер пейзажной живописи.

Родился в Барнауле. С 1904 по 1907 годы учился в Казанской художественной школе. В 1916 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Абрам Архипов, Аполлинарий Васнецов, Николай Касаткин, Константин Коровин, Сергей Малютин.

Живя в Казани, а затем в Москве, Чашников не прерывал связи со своей малой родиной. Каждый год в летние месяцы он приезжал в Барнаул. Много рисовал город, его окрестности, совершал творческие поездки в Горный Алтай. А во время Гражданской и Великой Отечественной войн в течение нескольких лет жил и работал в Барнауле.

Наряду с большой творческой работой, он принимал активное участие в художественной жизни страны. Входил в Общество сибирских художников и участвовал в групповых выставках этого объединения (1914-1915, Томск). Был членом Алтайского художественного объединения (1918-1921). А с 1922 года входил в Ассоциацию художников революционной России, постоянно выставляя свои произведения на выставках, организуемых этим объединением в России и за рубежом.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии