Наталья Вакалова,
руководитель музея "Город":
Мы обратились к коллекционерам с просьбой предоставить экспонаты для альбома в раздел "Храмы города Барнаула". Когда нам принесли эту икону, мы просто обомлели.
Любовь Шамина,
искусствовед, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России:
Подобного сюжета я не видела ни разу. Архангел Михаил и Николай Угодник вместе. Судя по письму, писал её профессионал, вероятно, человек, окончивший Академию художеств. Всё говорит о том, что вещь поздняя. Даты 1613 г. и 1913 г. внизу картины вызывают ассоциации с 300-летием дома Романовых. Обращает на себя внимание дальний план. В нём какая-то тревога. Словно художник чувствовал крах Романовых. Написано так мастерски, гармонично и психологично, что просто поражает.
Однажды я была в музее духовной семинарии Троице– Сергиевой лавры. Там много чего такого, чего не встретишь даже в запасниках знаменитых музеев. Там, к примеру, я впервые увидела работы Виктора Васнецова на христианскую тему, Богоматерь его работы. И сейчас, когда увидела эту икону, то сразу сопоставила с ней, там тоже дальний план с низким горизонтом. И тоже тревога.
Одним словом, эта икона – хороший материал для исследования. Когда её видишь, начинает подрагивать внутри. Мы обязательно проведём её экспертизу. Мне сказали, что в Барнаул она попала из Бийска. Через Бийск многое перевозилось. В 30-е годы её могли прятать.