Александр Рыжов,
искусствовед:
Я всегда с удовольствием ходил на выставки барнаульских сюрреалистов, помню, как их картины будоражили мое воображение, затягивая нейронные соединения мозга в тугой узел.
Я искал зашифрованный смысл в запечатленных образах. Помню, как уходил, обескураженный этим застывшим абсурдом.
Сюрреализм всегда делит публику не на тех, кто может понять и кто не может, а на тех, кому сюр нравится или не нравится.
Это не мешает, проявить небольшой научный интерес к феномену барнаульского сюрреализма.
Наш город богат представителями сюрреализма, но сюрреалистические выставки, особенно в последние два-три года, проходят редко. Бывает промелькнет какой-нибудь сюр на выставке современных художников, где среди абстракций и деформаций мы увидим одинокого пришельца из подсознания…
Хотелось бы иногда и полного погружения в этот удивительный мир подсознательных видений. Эта "отрывочность" присутствия сюрреалистических работ на выставках говорит о том, что многие художники с удовольствием пробуют себя в сюрреализме, как экспериментаторы, они хотят прийти к чему-то своему.
Сюрреализм дает ощущение абсолютной свободы перед холстом: законы логики, законы композиции, законы жанра – все это отменяется! Остается только интуиция! Художник со своим подсознанием!
Не удивительно, что вкусив свободы, не все способны отказаться от этого заманчивого абсурдного мира живописи.
Одним из первых, кто переселился из Барнаула в мир подсознательных живописных образов, был Александр Карпов. Он трудится на сюрреалистическом поприще с конца 80-х годов. В честь 15-летия своего творчества, Карпов представил публике персональную выставку "Фантастический реализм", где был показан цикл работ "Нотная тетрадь художника". К сожалению, в последнее время мы совсем не видим его работ.
Зато другой "заслуженный" сюрреалист нашего города – Дмитрий Кириаков довольно частый гость выставок. Персональная выставка "Зазеркалье" проходила в павильоне "Открытое небо" в 2009 году. Он участвовал в коллективной выставке сюрреалистов "Sur-реализм".
Те, кто видел работы Кириакова, заметили, что его произведения пронизывает особенная эстетика. Он не избежал влияния Сальвадора Дали – то тут, то там на его полотнах мы видим "сюрреалистические костыли", те самые, что подпирают некоторые фантасмагорические фигуры всемирно известного художника.
Но такого рода заимствование – это не только дань памяти величайшему сюрреалисту, но также и своеобразная нить, которая связывает сюрреалистическое пространство Барнаула с пространством Европы прошлого века, когда жил и бунтовал тот самый сюрреализм во главе с Бретоном и Дали.
Сюрреализм, повлиял на все современное искусство, и, прежде всего, на творческий метод последующих поколений художников. Таким образом, некоторые традиционные образы имеют место быть в живописи барнаульских сюрреалистов.
Например в произведениях Евгения Бакуменко мы можем заметить тех самых слонов на тонких ножках, но в ряде картин есть аллюзии и на Босха. А вот работа "Psychiatrist dreams", отсылает нас к колыбели сюрреализма – психоанализу.
Из молодого поколения сюрреалистов хочется выделить Александра Куртукова Помимо любопытных работ, на своей выставке "Пути", художник представил необычные фантасмагорические маски сделанные из разного материала.
Частыми гостями картин Александра Куртукова являются скоморохи. Эта авторская находка подразумевает некий абсурдный аспект в жизни людей. Образ одинокого скомороха в большом, холодном мире трагичен и лиричен одновременно.
До сих пор мы рассматривали ту линию сюрреализма, которая отличается стремлением с фотографической точностью, правдоподобием воспроизвести ирреальный образ, возникающий в подсознании, невозможный в действительности. Но есть и еще одна ветвь сюрреалистической живописи, где картина заполняется свободно текущими образами и формами, порой переходящими в абстракцию. В Барнауле существует и такой представитель сюрреалистической фауны.
Этот молодой художник – Илья Торбин в начале декабря 2012 года он дебютировал выставкой в галерее "Республика ИЗО". Название выставки "Внутреннее во внешнем" уже подразумевает встречу с некими глубинными образами и ощущениями, родом из бессознательного. Некоторые его работы, например "Музей масок" до сих пор остаются загадкой для самого автора. В последних своих работах художник старается избавиться от формы и перейти к эмоциональному порыву. Достичь этой задачи ему позволяет необычные цветовые решения. Яркий, "психоделический" колорит передает эмоциональность и насыщенность интуитивного образа художника. Особенно это прослеживается в работах "Братство", "Выход", "Ловец душ". Илья стремится к большому формату изображения – к "крупному шрифту" своей живописи.
У выше перечисленных художников уже были персональные выставки, но в Барнауле редко проводятся коллективные выставки сюрреалистов, где могли бы показать свои работы начинающие, малоизвестные художники.
Последняя такая выставка называлась "Sur-реализм" и проходила в павильоне "Открытое небо" в 2009 году. В ней участвовали Н. Лейбгам, А.Прудников, А.Суслов, А. Бояринцева, Ю.Бутакова, В.Бажанов, Д. Филиппов, Н. Плескунас, И.Дмитриев, В.Борисов, А.Бураков, а также уже упомянутые Д. Кириаков, Е. Бакуменко, А.Куртуков. Та экспозиция показала, как масштабна сцена представителей сюрреализма в Барнауле. Выставка была необычайно популярной не только у молодого поколения, но и публики постарше.
Интересно отметить тот факт, что "барнаульский" сюрреализм не пошел по пути "позитивного сюрреализма". Художники представляют на суд публики, личные переживания – пусть даже в них холодные, мрачные и отчужденные образы. Но они намного честнее, чем рафинированные и выверенные работы коммерческих художников штамповального цеха. Нужно отдать должное нашим барнаульским художникам-сюрреалистам: на протяжении долгого времени прокладывать туннели из хаоса подсознания, из этой области иррационального, к вполне реальному холсту – занятие далеко не из легких. Это вам не березку нарисовать.
На мой взгляд, сюрреализм остается притягательным и сегодня. Картины сюрреалистов находят отзыв у молодого поколения – для него они как минимум "прикольные". Для старшего поколения сюрреализм тоже интересен – все зависит от степени открытости мировосприятия.
Современный сюрреализм, до сих пор несет в себе электрический заряд и некий импульс. Сюрреализм будет существовать и вдохновлять, пока художник не вычерпает до дна свое подсознание (что, по Фрейду, – невозможно), или пока совсем на него не плюнет.
Я тоже вдохновился той свободой, которую дарит сюрреализм и представляю свое скромное стихотворение:
Что-то проткнулось из кошачьего сна.
Апельсиновый хохот глотает луна.
Маленький красный телефончик дрожит.Закончу цитатой Юрия Борева: "Сюрреализм ставит своей задачей привести человека на свидание с загадочной и непознаваемой, драматически напряженной вселенной".
Мне бы хотелось, таких свиданий.