Семейские (так называют старообрядцев из Забайкалья) приехали на фестиваль "Белая гора" в увесистых янтарных бусах, доставшихся от прапрапрабабушек. Когда-то за такие бусы хозяин дома мог отдать воз пшеницы, которой у рачительных староверов всегда было в достатке.
– Благодаря старообрядцам в Сибири были обихожены порожние земли. Благодаря им же появилось пчеловодство, бухтарминские хозяева имели до 1 000 ульев, – рассказывал гостям фестиваля Фирс Болонев, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, заслуженный деятель науки РФ.
Фирс Федосович сам из старообрядческой семьи.
– Моего двоюродного деда в молодости отправили в ссылку на 17 лет только за то, что он сохранял книги староверов, – говорит ученый. – Так он после ссылки, уже на Байкале, еще пять домов построил сыновьям. Когда я гостил у него в студенчестве, он в свои семьдесят сено косил, с медведями без боязни встречался…
"Кремень", "борозда", "трудолюбие" – вот три слова, которыми, по мнению Болонева, можно охарактеризовать староверов, умеющих каменную землю сделать плодородной.
– Мы с женой сегодня тоже называем себя старообрядцами, – говорит Виктор Иванов, заслуженный работник культуры Республики Бурятия. – Но мы уже другие, конечно, с сотовыми телефонами, компьютерами. Однако при этом, как и предки, после бани еще раз моем руки, ибо эти руки в бане мыли "поганое тело".
Многие мужчины-старообрядцы, как и прадеды, продолжают носить бороду и усы.
Одним из почтенных бородачей на празднике был Александр Холмогоров, директор барнаульского Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Православной старообрядческой церкви. Он привез на фестиваль пронзительную фотовыставку "Алтай. Природа. Староверы". На одном из снимков отшельница Агафья Лыкова, надвинув на лоб платок и прячась от объектива, с грузом за спиной переходит вброд реку.
– Многие узнали о старообрядцах благодаря повести Василия Пескова о Лыковых, – говорит Фирс Болонев. – Я прочитал эту робинзонаду, вроде бы она довольна достоверна. Но в одном из старообрядческих журналов историю, которую Песков назвал "Таежный тупик", переименовали в "Таежный просвет". Если рассматривать с точки зрения духовной жизни, думаю, это верно. Семья ушла от мирской грешной жизни и слилась с природой. Агафья ведь до сих пор никому не подчиняется – такое упорство, сила воли! Под стать боярыне Морозовой, которая всего лишилась, но не согнулась.
– Староверы не согнулись ни при царе, ни при Советах, – говорит Оксана Выхристюк. – При советской власти некоторые кержаки ставили иконку под крышей и молились на этот угол. И пели все больше протяжные грустные песни о мытарствах души.
На фестивале звучали и веселые мотивы, и шутливые. Уникальное многоголосье можно было услышать и на улицах Белокурихи, и в деревнях Солоновке и Каменке, где выступали участники фестиваля. Услышать – и как воды колодезной испить, как к дереву мощному прислониться.
Андрей Покидаев,
организатор фестиваля "Белая гора":
Однажды я был приглашен на фольклорный старообрядческий фестиваль, который проводила Оксана Ильинична Выхристюк. Образ староверов до этого у меня был искаженный: черные одеяния, скиты. Но когда коллективы вышли на сцену, поразило многоцветье, многоголосье. И мне захотелось сделать все, чтобы показать это в Белокурихе. Это наша настоящая культура, настоящий русский дух.
Справка
Старообрядчество, или древлеправославие, – религиозные течения, не принявшие реформу 1650–1660 годов, проведенную патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Цель реформы заключалось в том, чтобы унифицировать богослужения Русской церкви с Греческой церковью.