Год назад Павел взял акриловые краски, маленькую деревянную доску 20 на 20 сантиметров и неожиданно для себя отразил на ней мир пластиковых окон, тоскующий по воздуху и закручивающий собственное время.
Сегодня павловского самородка искусствоведы сравнивают с алхимиком, который, соединяя краски, кадры и фрагменты, получает волшебный третий кадр.
- Я долгое время не верил, что сам это делаю, - говорит Павел. - Не имея специального образования, вдруг стал создавать какие-то вещи, которые стали вызывать интерес у профессионалов. Однажды я решил, что это может быть только от Бога. Если не от него, то от кого тогда?
После этого утро Бежацкого стало начинаться с молитвы.
"Крестился я более десяти лет назад, но глубокого понимания православия не было, - говорит художник. - Мой приход в церковь связан как раз с живописными открытиями".
После молитвы Павел идет в свою мастерскую, где делают надгробия.
- В 2003 году я придумал методику гравировки мрамора, гранита, соединив опыт средневековых мастеров с компьютерными технологиями. Это мое ремесло. Помогающее, может быть, больше понять о жизни и смерти, но только ремесло. Недавно видел сюжет о кладбище, где мастер рисовал на надгробиях картинки из жизни и смерти людей. Это веселое кладбище охраняется Юнеско. Вот это искусство!
В ближайших планах Павла использовать свой уникальный метод гравировки для создания картин на камне.
- Мне хочется и дальше заниматься этим творчеством, пробуя новые формы, - говорит он.
Две работы Павла Бежацкого в эти дни представлены на выставке "Рука в искусстве, которая проходит в Санкт-Петербурге под эгидой фонда Михаила Шемякина.
- Это фрагменты мозаичных фресок православного храма, – рассказывает Павел. - На одной благословляющая длань архангела Гавриила. На второй - руки Богородицы, изображающие плод, который она несет во чреве. Вторая часть картин - трансформация черного квадрата Малевича, где корневые системы, ангелы... Это дерзкая попытка представить божественные процессы. И на той работе, где благословляющая длань архангела Гавриила, получается, что он благословляет черный квадрат как символ русского авангарда. А духовные стремления русского авангарда, кстати, связаны с древней русской канонической иконописью (особенно 16-17 веков). Отсюда и плоскостность изображения, четкие контурные линии, геометричность. Русский авангард много взял из иконописи и мне это движение тоже интересно исследовать в своем творчестве.